Пенсионеры рассказали, почему нужно срочно спасать российское образование
Хотя последний звонок для многих читателей прозвенел 40, 50 и даже 60 лет назад, в их памяти до сих пор свежи воспоминания об этом светлом периоде жизни. Не остаются они равнодушными и к тому, как сейчас учатся их внуки и правнуки.
Единодушны во мнениях
Все позвонившие дежурному по номеру на этот раз словно сговорились: с тревогой рассуждали о том, что их беспокоит в современном школьном образовании.
– На мой взгляд, нынешняя молодежь выходит из школы малограмотной, – заявил Анатолий Федорович Щукин из Екатеринбурга. – Я окончил школу в начале 1960-х. Нам преподавали чистописание и правописание, было много диктантов. А сейчас читаешь по телеканалу бегущую строку – сплошные ошибки. Внедренный в последнее время ЕГЭ – это разгадывание кроссворда, а не экзамен.
– Внук окончил школу лет 15 назад, а когда учился в старших классах, родители покупали ему в книжном магазине шпаргалки под названием «Готовые домашние задания». Оттуда он списывал решения по математике, физике, химии, – рассказала екатеринбурженка Валентина Никандровна Черноусова. – Не надо было самому думать. Разве это правильно?
– А мы порой сами писали шпаргалки, – признался Сергей Леонидович Мелкозеров из Кушвы, – это способствовало запоминанию. Меня беспокоит, что сейчас дети мало читают.
Это подтвердила и Нинэль Федоровна Черданцева из Каменска-Уральского:
– Когда внучка проходила по литературе «Войну и мир» Толстого, они вскладчину купили кассету с фильмом, снятым по произведению, так и «изучили» этот гениальный роман.
– Нас учили так, чтобы мы думали головой, а не с помощью компьютера, – выразила мнение по затронутой теме Римма Андреевна Чуракова из Красноуральска. – У нас была одинаковая школьная форма, это дисциплинировало, делало всех равными. А как мы стремились стать октябрятами, потом пионерами и комсомольцами! Нас учили почитать родителей, уважать старших. Как этого не хватает сейчас!
– Аттестат зрелости я получила 60 лет назад, – рассказала Маргарита Владимировна Завьялова из Первоуральска. – Немецкий язык нам преподавали супруги, эвакуированные во время войны из Поволжья. Продолжила изучение языка и в институте. До сих пор могу прочитать немецкую газету без словаря. Наблюдаю, как семья сына мучается с обучением иностранным языкам детей – моих внуков. Определяли их в спецшколу с углубленным изучением английского языка, на курсы, к частным педагогам, а желаемых результатов нет, только деньги тратят.
– Недавно на мой вопрос, почему он не читает книг, внук ответил: «Не хочу!», – сокрушается Татьяна Александровна Картакова из поселка Бобровка Сысертского района. – Зато от мобильного телефона его не оторвать…
Очень обеспокоена тем, что внуки и правнуки практически не читают книг, Анна Семеновна Ковалева из Нижнего Тагила.
– Раньше мы в каждую свободную минуту брались за книжки, – рассказала она. – У родителей не было денег покупать художественную литературу, поэтому мы ходили в библиотеку. С годами у меня скопилась своя большая библиотека, а сейчас не знаю, куда ее деть. Внукам уникальные собрания сочинений не нужны, выбросить жалко...
– Я бы запретила ученикам во время уроков пользоваться гаджетами, – сказала жительница областного центра Зоя Васильевна Мухина. – Современные дети не знают таблицу умножения. Если надо что-то подсчитать, сразу хватаются за калькуляторы и смартфоны.
– Сравниваю обучение в советское и постперестроечное время и прихожу к неутешительному выводу: изменилось многое и, к сожалению, не в лучшую сторону, – поделилась мнением Галина Федоровна из деревни Лаптево Ирбитского района. – Сейчас неудовлетворительно преподают историю и русский язык. Нет уважения к учителю, а это в первую очередь зависит от родителей.
– В советской школе была продленка, – рассказала Светлана Васильевна Соловьева из Екатеринбурга. – Мои дети часто оставались на ней. Учителя помогали им готовить домашние задания, объясняли то, что было не понято на уроке. Мы, родители, были спокойны за детей.
– Надо принимать срочные меры по спасению российского образования, – считает ветеран труда из Каменска-Уральского Александр Владимирович Козлов. – Наша школа была лучшей в мире, почему все это кануло в Лету?
Римма Врубель