Пенсионеры привели примеры того, как нужно относиться у учебе
Вызывает искреннее уважение тяга к знаниям, которой отличались подростки послевоенных лет – нынешние бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
– Мое послевоенное детство прошло в тюменской деревне, – начал рассказ Василий Петрович Кукушкин из Екатеринбурга. – У нас была только начальная школа. В маленьком деревянном доме, кроме учительской, имелось всего два помещения, в каждом одновременно занимались по два класса – первый с третьим, второй с четвертым. Занятия вела одна учительница, успевая объяснить тем и другим новый материал, дать задания и проверить их выполнение. С пятого класса мы учились в райцентре. Он был в восьми километрах от нашей деревни, мы, пока было тепло в сентябре и мае, пешком ежедневно ходили туда, возвращаясь после занятий домой.
Чтобы прийти в школу к 8 часам, вставали в 4-5 часов утра. Иногда ложились спать в одежде, чтобы сэкономить время на сборы. Питания в школах не было, вместе с тетрадями и учебниками в наших сумках лежали бутылочка молока, кусок хлеба, огурец или вареное яйцо. Зимой жили в интернате, а если там не хватало мест, то на частных квартирах. И в интернате, и на квартире сами готовили кушать – варили суп, картошку.
Живя в интернате, зимними вечерами разучивали песни, придумывали сценки, физкультурные номера к годовщине Великого Октября, Новому году, Дню Победы, устраивали в клубе концерты. Я выучил стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста». Когда рассказывал его, женщины и фронтовики вытирали слезы…
Детство Валентины Петровны Суриковой, проживающей в Талицком районе, прошло в Красноярском крае. Она тепло вспоминает свою первую учительницу, Эльвиру Ивановну Честных.
Желание получить знания, стать нужными людьми, идти в ногу со временем были так велики, что для этого ребята порой совершали чуть ли не подвиги. Валентина Петровна рассказала такой случай. Их класс должны были принимать в комсомол.
Большинство одноклассников жили в районном центре, и, чтобы вступить в комсомол вместе с классом, четверо учеников из их деревни прошли пешком 25 километров, вовремя явились в райком ВЛКСМ, где их вместе со всеми приняли в ленинский комсомол.
Римма Врубель