В списках не значился…Как жилось вернувшемуся из плена
«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.
Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безыменных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали: не было безыменных героев. Были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»
Юлиус Фучик, «Репортаж с петлёй на шее», тюрьма Панкрац, 1943 год
Нынче мы в 77-й раз отпраздновали День Победы. Мы обязаны помнить о том, какой ценой досталась нам Победа, чтить бессмертный подвиг тех, кто встал на защиту Родины.
Не было такой семьи, которую обошла бы стороной война. В семье Анны и Ивана Сивковых из деревни Ольховка Таборинского района было четверо сыновей и дочь. К 1941 году трое – Кузьма, Александр и Василий – уже были женаты. Самый младший Пётр только отслужил в армии.
Всех сыновей забрали на фронт. Пётр военной дорогой дошёл до Берлина, прослужил до июня 1946-го. Пришёл домой с наградами – медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией». Кузьма вернулся домой в августе 1945-го, награжденный медалями «За отвагу», «За освобождение Ленинграда», «За освобождение Кёнигсберга». Весь израненный, но живой. Последнее тяжёлое ранение получил в голову.
На Александра в конце войны родители получили похоронку. Погиб и похоронен в Восточной Пруссии. Больше никаких сведений нет.
Непростой оказалась судьба Василия Ивановича Сивкова. Его призвали на фронт в июле 1941-го. К этому времени у него уже росли две дочери – Валентина и Галина. Валентина помнит, как всей деревней провожали отца на фронт, как одной рукой он крепко держал ее за руку, а на другой руке нёс маленькую Галю. Весной 1942 года родилась у Василия Ивановича третья дочь – Надежда.
Сёстры воспоминают: «За время войны хватили и голода, и холода. С фронта регулярно приходили короткие весточки. В 1944-м получили похоронку на отца, в ней говорилось, что Сивков Василий Иванович пал смертью храбрых, защищая Отечество. Горевали сильно, но в начале 1946 года отец неожиданно вернулся. Узнали, что он был в плену, в концлагере на территории Польши. Местные жители стали бросать на отца косые взгляды: был в плену, значит, предатель. На нас это тоже отразилось. «Ваш отец – предатель. И вы такие же будете», – могли сказать нам в глаза. Те, кто раньше с уважением относился к нам, тоже отвернулись».
Но пришел день, когда в деревню приехали представители от военкомата. Собрали колхозное собрание. Некоторые злорадствовали: «Раз военные приехали, значит, Василий что-то серьезное совершил, могут и расстрелять. Собаке – собачья смерть...» Василий Иванович сидел, опустив голову, лицо было бледным, нервозность выдавали желваки на скулах. Он твёрдо знал, что воевал честно, не жалея себя, попав в плен, вёл себя достойно.
В правлении наступила тишина. Представитель военкомата, обращаясь к колхозникам, сказал:
– Мы сегодня собрались, чтобы вернуть честное имя вашему земляку и нашему боевому товарищу. Находясь в плену, он вёл себя как истинный патриот нашей Родины. Совершая побег, он вынес на своих руках земляка Дениса Рыбакова.
В углу сидел неприметный мужичок, чем-то напоминающий шолоховского деда Щукаря. Его попросили пройти за стол: «Вам предоставляется слово!»
– Да что там говорить! С таким человеком, как Васька, – хоть куда, не то, что в разведку. Повезло не только мне с земляком, но и вам, дорогие колхозники. Если бы не Василий, не было бы меня здесь. Сколько я ему говорил: кидай меня, хоть ты спасешься, а он только головой мотал. «Выброси, – говорит, – это из головы. Как я с этим буду жить? Да и легкий ты, дотащу». В то время мы, и правда, были похожи на скелеты, обтянутые кожей, ребра выпирали, как у стиральной доски…
Когда пришло время выступить Василию Ивановичу с ответным словом, он поблагодарил представителей военкомата за тёплые слова, за доверие к нему. Так в 1953 году было восстановлено честное имя Василия Ивановича Сивкова.
Впоследствии он работал председателем колхоза, председателем сельсовета, продавцом. К сожалению, рано ушел из жизни – трагически погиб в возрасте 50 лет, оставив сиротами восемь дочерей да сыночка Василия, которого назвали в честь отца.
В то время мы его не спрашивали, не интересовались, где воевал, имел ли награды? Не лезли в душу. Думали: «Придёт время – сам расскажет». Увы, не успел. В какие только архивы мы потом ни обращались, чтобы узнать боевой путь Василия Ивановича, ответ получали один: «В списках не значится…».
Николай Венидиктов, с. Таборы