Бывает ли одиночество при взрослых детях? Отвечают пенсионеры
Признаюсь: приступая к дежурству по номеру, не ожидала, что на вопрос «Бывает ли одиночество при взрослых детях?» большинство читателей ответят: «Бывает».
«Живу как в вакууме»
Так выразился житель Екатеринбурга Вячеслав Николаевич Вишневский. После смерти супруги он стал жить с дочерью-пенсионеркой, у которой, как выразился читатель, тяжелый характер.
«Общаемся только по необходимости, – признался он. – Я не могу гулять, все время сижу дома. Брат, с которым было о чем поговорить, тоже умер. Остался друг Лев Алексеевич, родные которого разъехались по разным городам, он тоже доживает век в одиночестве. С ним и общаемся по телефону. Нам есть что вспомнить. У обоих была интересная работа, мы с женой любили путешествовать. Обсуждаем новости. Так и живем».
Антонина Павловна Кузнецова из Екатеринбурга рассказала историю подруги ее матери. Агафья Яковлевна, которая воспитала без мужа, погибшего в Великую Отечественную войну, четверых сыновей, доживала свой век у племянницы. Когда знакомые и соседи упрекали ее сыновей в том, что забыли о матери, не помогают ей, каждый отвечал: «Пусть приезжает ко мне и живет», а их жены перепирались: «Почему к нам? У нее есть еще три снохи».
Не лучше история, которой поделилась Тамара Витальевна Зарубина из Каменска-Уральского. У ее знакомой Алевтины Анатольевны были двое детей и непутевый муж. Когда супруг в очередной раз в пьяном угаре поднял на нее руку, женщина собрала чемодан и ушла из дома. К тому времени у взрослой дочери была своя семья, а 20-летний сын остался с отцом, хотя тогда уже мог заступиться за мать. Сейчас ему 35 лет, женился, нажил троих детей, но развелся и до сих пор не может простить мать, что «бросила» его, 20-летнего ребенка.
– Для меня это самая страшная боль, – начала рассказ 97-летняя Мария Петровна из Заречного. – Живу с дочерью. Она готовит кушать, прибирается в моей комнате, но все делает молча. Иногда начну с ней разговаривать, обернусь, а ее уже нет. Как-то зашла в ее комнату посмотреть телевизор, села на диван, а она говорит: «У тебя свой телевизор, иди и смотри». Меня возмущают анекдоты про тещу и зятя. Мой зять был замечательным человеком. К моему 70-летию прикрепил на красную ленту 70 монет, через пять лет прибавил к ним еще 5. Но 20 лет назад он скончался от обширного инфаркта, с тех пор мы живем с Татьяной. Однажды я спросила ее, почему изменилось отношение ко мне, она ответила, что 20 лет назад после похорон мужа я не подала ей воды. Ну, разве можно из-за такой мелочи столько лет держать обиду?
К разрыву отношений с близкими Елену Витальевну Сурину из Екатеринбурга привела просьба дочери подарить 2-комнатную квартиру внучке, а самой переехать к ней. Пожилая женщина отказалась, зная, что характер у дочки – не сахар. Решила: пока могу, буду жить в своей квартире, а после пусть распоряжаются ею, как хотят. И уже четыре года дочь с внучкой стали Елене Витальевне чужими: не приходят в гости, не звонят, не поздравляют с праздниками и днем рождения, а помогает ей социальный работник.
В некоторых странах уважение к старшему поколению прививалось веками. В Германии дедушку называют «гроссфатер» (в переводе – большой, главный отец), а бабушку – «гроссмуттер», тоже большая, главная. Об этом напомнил Иван Сергеевич Белозеров из Пышминского района. Солидарен с ним и Иосиф Николаевич из Каменска-Уральского.
«Нас в школе учили уважать старших людей и родителей, – высказал он свое мнение. – А сейчас нередко взрослым детям только «дай, дай, дай!». Сами же забывают поздравить родителей с праздником, не говоря уж о гостинцах».
Римма Врубель