​Природа учит главному – созидать. Об уникальном свердловском парке

​Природа учит главному – созидать. Об уникальном свердловском парке

Он посадил миллион деревьев, более 30 лет руководит Свердловским отделением Всероссийского общества охраны природы, а 15 лет назад возглавил уникальный природный парк «Оленьи ручьи». И это – далеко не все интересные факты биографии бывшего работника прокуратуры и депутата легендарного Свердловского облсовета последнего 21-го созыва Николая Михайловича Калинкина, с которым мы встретились и побеседовали в День работников заповедного дела.

– Николай Михайлович, как думаете, почему люди едут в «Оленьи ручьи», чем притягивает их этот природный парк?

– Хотят полюбоваться природой и познать её. Территория нашего парка уникальна тем, что в ней сконцентрировано всё разнообразие уральской природы, у нас – 23 памятника природы: причудливые скалы, живописные древние пещеры. Такой простор открывается, что дух захватывает! В последние годы всё чаще приезжают семьи с детьми. Это очень хорошо! Общение на лоне природы благотворно сказывается на семейных отношениях. Пенсионеры и дети посещают парк бесплатно. Наши маршруты устроены так, что их могут пройти не спеша люди разного возраста, даже с ограниченными физическими возможностями. К примеру, маршрут до скалы Светлой с небольшими подъемами и спусками можно преодолеть в инвалидной коляске. К нам приезжают организованные группы таких туристов. А если они пожелают пройти более сложными маршрутами, мы помогаем им преодолеть пересеченную местность или водные пути. У нас есть такой опыт, мы делаем это профессионально.

– Что интересного предлагаете пенсионерам, как они оценивают парк?

– Признаться, я люблю наблюдать за уральцами старшего возраста. Жизнь многих из них с раннего детства связана с лесом. Когда они приезжают к нам группами, то на первом плане у них – радость от встречи, от того, что выпала редкая возможность пообщаться с бывшими коллегами. Есть предприятия, которые периодически привозят в «Оленьи ручьи» своих ветеранов. Они выбирают маршрут, совершают прогулки, потом накрывают столы и общаются, песни поют! Мы всегда идем навстречу таким группам туристов – предоставляем экскурсовода, беседки.

– Активное благоустройство природных парков не лишает их некой первозданности?

– Непростой вопрос, к его решению мы подходим деликатно, во главу угла ставим и безопасность людей, и защиту природы. Меня часто спрашивают, для чего был построен навесной мост к Миткиным озерам. Это старинные демидовские карьеры, расположенные в густом таежном лесу. Случается, что туристы в осенне-зимний период, когда темнеет рано, могут увлечься прогулкой и заблудиться, тогда мы их ищем. Без навесного моста, который служит переправой через реку Сергу, поиски занимали бы долгое время. То есть все наши мостики, лестницы, деревянные тротуары и обзорные площадки помогают людям безопасно общаться с природой, не нанося себе и ей ущерб. Строения мы стараемся вписывать в окружающий пейзаж, для этого привлекаем дизайнеров, проводим конкурсы.

Например, на скале Писаница есть смотровая площадка с пирамидой. Она выполнена по проекту тогда еще студентки архитектурного университета. Площадка поднята над скалой и как будто парит. Смотрится оригинально и не портит ландшафт.

– Что я увижу, если пройду по основному маршруту?

– Вы увидите скалу Светлая с избушкой Бабы-Яги, 300-летнюю сосну, «целующиеся» скалы. По деревянному тротуару дойдёте до статуи Белого Ангела, полюбуетесь ручьями и выйдете к пещере, в которой 14 тысяч лет назад жили древние люди. Это доказанный наукой факт. Конечно, большой маршрут ещё интереснее, но он занимает целый день. Его необходимо обустроить – сделать более комфортным и доступным для туристов разных возрастных категорий. А обустройство такого рода требует серьёзных вложений.

– Правительство области помогает?

– Грех жаловаться. Областное правительство выделяет нам средства не только на содержание сотрудников, но и на обустройство. Мы и сами зарабатываем, большую часть заработанных средств направляем на строительство объектов и содержание парка. Сейчас «Оленьи ручьи» занимают площадь в 12,7 га, в ближайшем будущем будет расширен до 30 га. Так что работы впереди – громадьё.

– Чем прирастёте?

– Например, рекой Демид, а дальняя граница парка отодвинется в сторону Бардымского хребта. Места там таёжные, труднопроходимые – настоящее раздолье для туристов-экстремалов.

– У вас есть своё видение развития парка?

– Когда-то, в начальную пору моего директорства, была идея создать аттракционы для любителей экстрима. Не все коллеги её поддерживали. Многие говорили, что аттракционы не уместны в природном парке. Шли годы, я набирался опыта и пришел к выводу, что правы оказались те, кто тогда не поддержал меня. Для парка, имеющего статус особо охраняемой природной территории, больше подходит экологический туризм, щадящий природу.

– Что скажете о нынешних туристах? Их отношение к природе меняется?

– Лично я вижу, что отношение людей к природе и экологии меняется. В последние годы посетители оставляют гораздо меньше мусора, чем 15 лет назад. Более того, они чужой мусор подбирают, складывают в мешочки и выносят. Вандализма стало меньше, споры по поводу стоимости билетов поутихли. Люди видят, куда и на что уходят деньги, осознают, что инвестируют в природу и экологию.

– Вы – бессменный председатель Свердловского отделения Всероссийского общества охраны природы. Какие задачи стоят сегодня перед организацией?

– Политика общества – больше практических дел. Мы обустраиваем родники, чистим береговые линии, сажаем деревья. Я с коллегами посадил их более миллиона! Случалось, высаживали за день до 30 тысяч деревьев.

– Николай Михайлович, вы были знакомы с российским ученым-правоведом, разработчиком Конституции РФ Сергеем Алексеевым. Это он привил вам любовь к туризму, к защите природы?

– Сергей Сергеевич Алексеев был не только преподавателем Свердловского юридического института, который я окончил. Он являлся президентом туристического клуба нашего института – мощнейшей интеллектуальной структуры. В 1970-е годы в нашем институте существовал факультет общественных профессий. Я прошел обучение, получил удостоверение инструктора по водному туризму и стал водить туристические группы по Чусовой. Сергей Сергеевич тоже водил нас в походы, был нашим кумиром и покровителем. Находил время и силы заниматься не только теорией права, разработкой Конституции, но и туризмом. Он писал книги о туризме, и какие! У меня хранится подаренная им книга «Психология туризма».

– После окончания института вы долгое время работали в органах прокуратуры, занимали перспективные должности. А почему ушли?

– В 1990 году меня избрали депутатом Свердловского облсовета. В том же году я был избран председателем областного отделения Всероссийского общества охраны природы. Меня тянуло заняться охраной природы. К слову, опыт работы в прокуратуре помогает на нынешнем поприще. Я умею защищаться, исповедуя принцип Остапа Бендера «я чту Уголовный Кодекс». Мы с нашим адвокатом выиграли немало процессов. Приведу пример. В соответствии с законом и приказом федерального Министерства природных ресурсов, для борьбы с пожарами мы должны иметь в наличии 92 пожарных автомобиля. Их у нас нет и быть не может. Нет возможностей для содержания такого автопарка. Когда проверяющие органы по этому поводу привлекли нас к административной ответственности, то суд встал на нашу сторону. Он признал требование закона чрезмерным. Но мы готовы решать задачи, которые нам ставит областное правительство, отстаивая интересы парка.

Наталья Горбачёва

Фото:
из архива природного парка «Оленьи ручьи»
15:05
733
Загрузка...