Как в нашей деревне индийское кино смотрели
Колхоз назывался «Великий Октябрь». Деловым центром деревни, конечно, была контора. Здесь заседало правление колхоза, работала бухгалтерия, и здесь же был кабинет председателя колхоза с единственным на всю деревню телефоном.
Контора стояла в центре деревни, напротив сельского магазина. Поутру в контору собирались мужики, доставали кисеты с табаком, закручивали «козьи ножки». Смачно закуривали, ожидая разнарядки на работы и ценных указаний от колхозного начальства. Бабы, заходя в контору, нещадно ругались: «Ишь, накурили, хоть топор вешай!»
А культурным центром деревни был сельский клуб. Он располагался аккурат через дорогу, напротив Мишкиного дома. Открывался клуб обычно вечером, после окончания трудового дня. Еще раньше, наскоро поужинав, чем бог послал, возле клуба собирались Мишкины сверстники, а Мишке было 9 лет в ту пору, поиграть в «муху». Была у деревенской ребятни такая немудреная игра, навроде лапты.
Часом позже возле клуба начинали собираться ребята постарше, которые на волейбольной площадке с туго натянутой сеткой играли в волейбол. К ним присоединялись и девки побойчее, и даже молодые мужики.
Потом к клубу потихоньку подтягивались прочие местные жители. Всем хотелось посмотреть объявленный к просмотру индийский фильм «Бродяга, или Господин 420». Объявление о фильме со вчерашнего дня висело на доске объявлений в центре деревни, возле колхозной конторы. Главную роль исполнял знаменитый индийский актер Радж Капур.
Киносеанс в клубе начинался в 8 часов вечера. Билеты продавал киномеханик, детский билет стоил 5 копеек, взрослый – 20. Колхозники шумно рассаживались в кинозале. Кому не хватило сидячих мест, тащили стулья из фойе клуба и пристраивали их к рядам сидений.
До начала фильма еще оставалось время, и молодежь резалась в фойе клуба на бильярде. Тут же подле игроков тыкался в карманы любимец всей деревни – здоровенный баран по имени Яшка, выпрашивая угощение. У кого – морковку, у кого – корочку хлеба, печенье, а то и пряник.
Толкает завитушками больших рогов в карман одного из играющих парней. Тот кладет кий, разводит руками и говорит: «Нету у меня ничего!» Яшка, видимо, чует что-то в кармане парня и снова бьет рогами по карману. Парень снова разводит руками. Яшка опять бьет в карман! Игрок хватает барана за рога и с трудом выталкивает его через входные двери на высокое крыльцо деревенского клуба и захлопывает дверь.
Баран в ярости разворачивается на крыльце и, не имея возможности отомстить обидчику, видит одиноко стоящего на крыльце курящего мужика и с разбегу бьет его рогами в зад-нее место! Мужик, роняя папиросу, кубарем летит со ступенек крыльца на землю! Невольные свидетели этой сцены покатываются со смеху. Но вот начинается фильм. Зрители устремляются в зал.
Фильм оказался интересным. Музыкальный, с танцами и песнями, грустный и веселый. Бабы в зрительном зале то смеются, то плачут, всем сердцем переживая за героев картины. Мишке надолго запомнились индийские слова из песни главного героя:
– Мира джупа, а джапан, сербербера хиндустан!
Сарпиляй, тупи рупи, серпентини, хиндустан!
А бара я-а-а-а! А бара я-а-а-а!
И дана! И так так дана, и так дана у пердана!
И так дана!
И уже по-русски:
– Нигде, никто не ждет меня, не ждет меня-а-а-а!
Индийские фильмы были очень популярны в то время! Вся деревня – и стар, и млад – собирались на просмотр кинокартины в клубе, если шел индийский фильм. Телевизоров в ту пору в деревне не было. Радио – тоже не у всех. А вот комментаторы в зрительном зале находились всегда! И зачастую, громко и горячо, обсуждали действия героев картины, давали им советы, пожелания и наказы. И даже спорили между собой, если советы не совпадали!
А после просмотра картины деревенские зрители, расходясь по домам, еще долго обсуждали действия героев фильма, делились друг с другом впечатлениями.
И даже дома, когда они уже лежали в постели и засыпали, их не покидало радостное ощущение прикосновения к торжествующему чувству большой, чистой и светлой индийской любви!
Михаил Чудинов, г. Екатеринбург