Главный портал пенсионеров

​Как Маня в школу ходила. Рассказ из детства старушки

​Как Маня в школу ходила. Рассказ из детства старушки

Наша читательница из Белоярского района пишет: «Моя тетя М.П. Абузярова часто рассказывала мне историю о том, как в 1932 году она пошла в школу. Прошло уже 90 лет, а тетя помнит все, будто это было вчера. Ее воспоминания я оформила в виде рассказа.

… Жила была маленькая девочка с серо-голубыми глазами и красивыми рыжими косичками. В августе Мане исполнилось 7 лет, ей уже очень-очень хотелось учиться. В конце августа ребятишек набирали в школу. Маня с подружкой Лидой побежали к родителям, выпросили «метрики» – и бегом в школу записываться. Казалось им, что солнышко ярче светило, воробьи громче чирикали, когда они бежали обратно домой. Детские души наполняла гордость: они, Маня и Лида, будут учиться в показательной школе первой ступени!

И вот наступил праздник 1 сентября. Детей набралось много, за партами сидели по трое. Учителя решили их разделить: в первый класс направляли тех, кто умел читать, а тех, кто ничего еще не знал, – в нулевой. Маню научил читать и писать старший брат Миша, который учился в 6-м классе. И стихов она много знала от родителей и брата. Ее оставили в первом классе, а Лиду перевели в «нулевку». Маня расстроилась, ведь уже три года они с подружкой были «не разлей вода». Написала она немного в тетрадке, которую выдала учительница Анна Авдеевна, но на душе было неспокойно: «Куда Лидку увели?».

Положила девочка тетрадь учительнице на стол и со словами «Я иду Лидку искать» направилась к двери. «А я не скажу, где нулевщики учатся», – сказала Анна Авдеевна. «Сама найду», – крикнула Маня. В дверях мелькнули ее рыжие косички. Только ее и видели.

Во дворе школы стояло второе здание из красного кирпича. Туда-то и направилась девочка, там учились ребята второй ступени. В коридоре – тишина, идут уроки. Но Маня – не из робкого десятка. Заглянула в первую дверь, а там – ее брат Миша. Увидев Маню, он выбежал из класса: «Ты зачем сюда пришла?». Узнав, в чем дело, он проводил сестренку до следующего здания.

Маня открыла первую дверь, а там – столярная мастерская. За другой дверью оказалась кухня. Там для школьников готовили обеды из овощей, которые они приносили с собой. Но об этом Маня узнала позже, а пока думала лишь о том, как найти подругу. Открыла третью дверь и – ура, Лидка сидит за партой с каким-то мальчиком. Маня, облегченно вздохнув, решительно подвинула мальчишку и села рядом с подругой. Так девочки стали учиться вместе.

Возле их класса стояло пианино. Учитель музыки Николай Савельевич разучивал с ребятами стихи, песни, учил их танцевать. И кино Маня первый раз увидела в школе. Учеников собрали в спортзале, натянули экран, поставили скамейки, первоклашек посадили на первый ряд. Первым фильмом для Мани с Лидой стали «Красные дьяволята». Ох, как бились детские сердечки, когда поезд в кадре мчался прямо на них. От страха ребятишки упали на пол!

При школе жила пожилая уборщица тетя Дуся. Она топила печи и мыла полы. Однажды зимой мела страшная метель. В школу можно было не ходить. Лида осталась дома. Но Маня не пропускала ни дня учебы. Мама не отпускала ее, но упрямица все равно отправилась одна. Идти предстояло около трех километров, но это Маню не остановило. Улицу замело, даже следов от саней не видать.

Когда Маня, вся обледеневшая, ввалилась в коридор школы, тетя Дуся ахнула: «Ты что же в такую даль пришла? Даже учителя дома остались». Добрая женщина напоила девочку чаем, отогрела, обсушила, и Маня двинулась в обратную дорогу.

Зимой бывало и такое: придут ученики в школу, а чернильницы, которые они носили с собой, – как ледышки. Однажды мама дала Мане под чернила пузырек из-под духов, красивый такой. По дороге в школу в нем чернила застыли. Поставила его Маня на печную отдушину и забыла. Пузырек нагрелся, лопнул. Хорошо, что рядом была подруга, девочки окунали перья в чернильницу Лиды.

За хорошую успеваемость в конце учебного года Мане дали премию – осеннее пальто. Это было кстати для многодетной семьи. Нюхали пальто всем классом. Оно пахло продовольственной лавкой, где лежало на продажу, и еще чем-то непонятным, но очень приятным!»

Г. Голендухина, п. Режик

10:40
694
Загрузка...