Дом, в котором оживают куклы. За кулисами
Екатеринбургскому театру кукол, любимому многими поколениями жителей Екатеринбурга и всей Свердловской области, незадолго до конца минувшего года исполнилось 90 лет. Новогодние дни – самое время отправиться в сказку.
Немного истории
Он вышел из стен Театра юного зрителя, где группа энтузиастов поставила кукольный спектакль «Стёпка-растрёпка». Успех этой работы у маленьких зрителей решил судьбу кукольников: театру кукол в Свердловске быть! Постановлением Городского исполнительного комитета 6 ноября 1932 года было утверждено самостоятельное существование Театра кукол.
Почти тридцать лет театр не имел постоянного угла. Артисты вели кочевой образ жизни, выезжая по городу и окрестностям, скитаясь, как Петрушка в старину. Не миновали кукольников и военные дороги. Лишь в 1964 году у театра появился свой дом на улице Мамина-Сибиряка, 145.
Первые зрители театра кукол давно стали взрослыми, теперь на встречу со сказкой они приводят внуков и правнуков. Впрочем, взрослые тоже не равнодушны к творчеству кукольников, не зря в репертуаре театра много лет идут спектакли с пометкой 16+.
Екатеринбургский театр кукол – неизменный участник и лауреат российских и международных театральных фестивалей, он по праву считается одним из лучших в России, широко известен за ее пределами. Несомненно, кукольники еще не раз порадуют зрителей интересными проектами, творческими находками, вдохновением, талантом и мастерством актеров.
Подарки к юбилею
В конце 2021 года в здании театра закончился капитальный ремонт, который проводился в рамках нацпроекта «Культура». Были проведены реконструкция фасада, кровли, замена внутренних и наружных коммуникаций, модернизация сценического, инженерного и электроакустического оборудования. Преобразились интерьеры трех зрительных залов, фойе, гардероба.
На фасаде здания появился уникальный кинетический театр «Время чудес». Трижды в день возле часов, установленных под крышей театра, открываются створки, в которых появляются кукольные персонажи: Петрушка и его «братья» из разных стран разыгрывают бесконечную комедию времени.
– Время чудес, – поясняют представители Театра кукол, – это и часы как сам механизм, и момент перехода из мира повседневного в мир кукол, и время встречи с искусством.
Театр подготовил для зрителей подарок в честь своего юбилея. С успехом прошла премьера спектакля-концерта «И оживают куклы… Дверь на сцену». Пересказывать действо, происходящее на сцене, – дело неблагодарное. Можно лишь обозначить некоторые штрихи. Это не совсем обычная постановка, скорее, попурри из 18 эпизодов. Они взяты из спектаклей, вошедших в золотой фонд Екатеринбургского театра кукол. Сюда вошли фрагменты из «Иллюзиона» режиссера Андрея Ефимова и «Башмачкина», поставленного Николаем Колядой. На сцену также выходят Моцарт и Сальери из «Маленьких трагедий», горизонтальная марионетка Рахиль из спектакля «Свет ликующий», ожившая Галатея из «Пигмалиона» и другие персонажи. Путешествуя с куклами по волнам памяти, артисты погружают зрителей в историю театра, показывают, что происходит за кулисами, – как актёры и куклы готовятся выйти к публике, о чём думают, о чём мечтают.
Разговор за кулисами
Когда утихли последние аплодисменты, в зале зажегся свет, мне удалось поговорить с главным режиссером театра, Заслуженным артистом РФ Евгением Сивко.
– Евгений Владимирович, Вас порадовало, как зрители приняли новый спектакль?
– Зритель хорошо реагирует. У этого спектакля есть особенность – каждый номер ребята отрабатывали отдельно. А потом мы все сводили в единое целое. И до самой премьеры мы не знали, как это будет смотреться на сцене. Но вот артисты почувствовали реакцию зрителей, поняли, что их работу воспринимают. Это очень хорошо. Мы хотим ввести этот спектакль в постоянный репертуар, со временем дополним новыми номерами. Это – рассказ о театре и кукольниках, которые здесь работают, об их проблемах, мечтах, о том, что они чувствуют за ширмой. Такая «замочная скважина», возможность увидеть, чем живут артисты. В одну сторону дверь ведет на сцену, в другую – в гримерку или в цеха, где делают кукол.
Мы брали отрывки из спектаклей, которые уже давно не идут в театре. Это не значит, что они не были востребованы, просто по разным причинам уходят со сцены. И теперь ушедшие спектакли возвращаются в виде фрагментов. Это важно и для ветеранов сцены. У них появилось «второе дыхание». А куклы! Они лежали в сундуках 7-8 лет. Я достал их из хранилища, снова вывел на сцену.
– В зале было много детей. Как вы думаете, им понятны философские «взрослые» темы, которые озвучивали персонажи?
– Да, было опасение, что детям не все будет понятно. Допустим, диалог Моцарта и Сальери предназначен для другого возраста. Поэтому мы старались его визуализировать. Например, ввели струны, по которым Моцарт порхает…
– Что из нынешнего репертуара пользуется наибольшим спросом?
– Это последняя премьера – «Гоголь. Триптих». Прекрасный спектакль моего большого друга Игоря Казакова, коллег из Беларуси – художников Дениса Козлова, Ольги Дворовой, композитора Егора Забелова. В соединении с нашими артистами, которые мыслят по-уральски, получился такой белорусско-уральский замес, очень интересная постановка, которая соединила на сцене три произведения Николая Гоголя: «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» из «Мертвых душ» и «Записки сумасшедшего». Спектакль номинирован на Национальную премию «Золотая маска» в номинациях: «Лучший спектакль», «Лучший режиссер», «Лучший художник», «Лучшая мужская роль». Билеты на него расходятся моментально.
– Зрители могут увидеть кукол, которые больше не появляются на сцене?
– У нас скопилось огромное количество кукол, но музея до сих пор нет. К 300-летию Екатеринбурга мы планируем его открыть. Экспозиции разместятся на пятом этаже. Также к юбилею Екатеринбурга мы готовим спектакль «Анекдоты о городе»: серия новелл о людях Екатеринбурга – исторических личностях, к примеру, о Татищеве, де Геннине, Бажове, и о наших современниках. Хочется поставить этот спектакль с большой любовью к нашему городу. Планирую, что в нем будет живая музыка.