Как в Заречном «соцзащиту» потеряли
История-путаница, которая заставляет задуматься о том, насколько хорошо мы ориентированы в вопросах социальной защиты.
В редакцию обратилась читательница с просьбой помочь разобраться в ситуации, в которой они с сыном никак не могут найти концов. Действительно, история, которая произошла в декабре и на первый взгляд казавшаяся простой, на поверку оказалась задачей со многими неизвестными. И дала пищу для размышлений.
Суть вопроса такова: сын нашей героини отдыхал в санатории по путёвке. Поскольку он инвалид 3 группы, то имеет право на компенсацию стоимости билетов на проезд к месту отдыха и обратно. После возвращения в Заречный он решил получить эту компенсацию…
– Мы пришли в городскую соцзащиту, – рассказывает пенсионерка. – Оказывается, в нашем городе нет соцзащиты, её перевели в поселок Белоярский! Сын поехал туда, но выяснилось, что и там соцзащита не работает. Закрыто! Послали нас в Каменск-Уральский.
Услышанная информация ошарашила: шутка ли, из города исчезла стратегически важная структура – учреждение соцзащиты! Хотя понимаю, что этого просто не может быть.
– Давайте разбираться пошагово, – говорю. – Вы были в управлении социальной политики в Заречном, так? – Так, –отвечает читательница.
– И там соцзащиты нет?
– Нет. Нам сказали, что службу перевели в Белоярку.
– Вы приехали туда – в Белоярке соцзащита есть?
– Есть. Но сына там не приняли, сказали, что нужно ехать в Каменск-Уральский.
– Почему в Каменск-Уральский, если территориальное управление соцзащиты, которому подчиняется подразделение в Заречном, находится в Асбесте?
– Не знаю, так сыну сказали…
Пообещав читательнице распутать клубок вопросов, звоню специалисту, работающему в сфере социальной защиты города, и спрашиваю, на месте ли наше местное управление социальной политики?
– На месте, – удивлённо отвечает собеседница. – Ничего не изменилось.
Описываю злоключения инвалида – сына позвонившей в газету пенсионерки и прошу помочь разобраться в запутанном сюжете. Некоторые моменты проясняются. Единственная причина, почему людей могли не принять в службе соцзащиты в Белоярском, – они пришли в неприёмный день.
– Почему же клиента могли направить в Каменск-Уральский? – задаю вопрос.
– Может быть, его направили не в соцзащиту, а в Фонд социального страхования? Он, наверное, не понял. «Наше» подразделение ФСС в Каменске-Уральском и находится. Компенсациями за проезд занимается именно ФСС.
Проверяя информацию, убедилась, что в функционал Фонда соцстраха, помимо решения вопросов выплаты пособий – материнских и по временной нетрудоспособности, реабилитации граждан, пострадавших на производстве, предоставления гражданам технических средств реабилитации, входило также и обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение. Если путёвку предоставлял ФСС, то обращаться за компенсацией нужно в ФСС или в Многофункциональный центр. Тогда фонд оплачивает и саму путёвку, и проезд к месту лечения и обратно. Однако если путёвку гражданин приобрёл сам, то компенсация дороги не предусмотрена.
Положа руку на сердце, скажите, кто из нас разбирается в великом множестве разных структур? ФСС, ПФР, соцзащита – разве упомнишь, кто за что отвечает, куда по какому вопросу обращаться? В головах большинства людей «соцзащита» – единственная структура на все случаи жизни. И когда эти случаи наступают, первым делом мы обращаемся именно туда. Ждем, что нам толково, иногда на пальцах, все объяснят специалисты. Но иногда этого не происходит, как в истории с нашими героями.
Напоминаем
С нынешнего года станет проще разбираться в социальных услугах: с 1 января Пенсионный фонд России и Фонд соцстраха объединены в Социальный фонд России. Достаточно будет обратиться в офис бывшего ПФР по месту жительства, чтобы получить всю необходимую помощь.