Компетентно – о деликатном. Интервью с онкологом
Сегодня мы поговорим о том, что делать, если однозначно установлен онкологический диагноз. Да, мы предпочитаем об этом не думать, мы боимся этой темы. Но знать необходимо, чтобы в случае встречи с тяжелейшим заболеванием понимать, какие шаги следует предпринять, к кому обратиться за помощью, кто может дать квалифицированный совет в конкретной ситуации.
На протяжении нескольких лет в Свердловской области работает региональная благотворительная общественная организация помощи онкопациентам «Вместе ради жизни». Многие ее активисты сами столкнулись с коварной болезнью и знают, как важны поддержка и грамотные рекомендации. Поэтому организация наладила сотрудничество с федеральным Фондом медицинских решений «Не напрасно»: он объединяет врачей-онкологов, которые стремятся ответить на бесчисленные вопросы онкопациентов - грамотно, непредвзято, с максимальным вниманием к каждому диагнозу.
Собеседник «Пенсионера» - Владислав Путинцев, врач онколог-химиотерапевт, эксперт Фонда медицинских решений «Не напрасно». Мы говорим о шагах, которые должен сделать человек, чей онкодиагноз однозначно подтвержден.
«У каждого – свой рак…
… но не каждый до него доживает», - такая невеселая аксиома бытует среди врачей-онкологов. Согласно статистике, с возрастом риск услышать онкологический диагноз у человека возрастает многократно. Пик таких диагнозов приходится на 80-84 года. Современная медицина существенно продлила жизнь человека, соответственно, число тех, кто может услышать пугающий диагноз, постоянно растет.
- Да, эти диагнозы чаще устанавливаются людям почтенного возраста, - говорит В. Путинцев. – Это связано с тем, что в течение жизни в клетках человека накапливаются «поломки» - вредные мутации. Свою роль в этом процессе играют всевозможные канцерогены: солнечный ультрафиолет, табачный дым, алкоголь, неблагоприятные условия работы и прочие вредные факторы. И если в более молодом возрасте организм человека справляется с большинством поломок, то с годами защитные возможности организма ослабевают, мутации накапливаются, что может привести к возникновению злокачественных образований.
Эксперт подчеркивает: наследственность как причина развития рака играет свою роль не более чем в 10% случаев возникновения болезни у взрослых. На первом месте – накопленные клетками мутации. Не зря врачи постоянно твердят о важности здорового образа жизни. Каждая вредная привычка – шаг на пути к конкретному виду рака.
Диспансеризация – не прихоть медиков
Врачи раз за разом твердят о важности регулярного прохождения профосмотров, диспансеризации. Именно в ходе них нередко обнаруживаются подозрительные изменения в организме, требуется обязательное дальнейшее обследование. Не нужно отказываться, если врач направляет в рамках диспансеризации на маммографию – для женщин, сдачу анализа на ПСА - простатспецифический антиген – для мужчин, колоноскопию – для тех и других. Особенно это важно для возрастных пациентов, чтобы выявить возможный злокачественный процесс на ранней стадии, когда возможно эффективное лечение.
«Единственный способ однозначной диагностики – биопсия»
Знакомая рассказывает о пожилом отце, которому в новогодние праздники стало плохо с желудком. «Забрали по «скорой», даже УЗИ не сделали, только промывание! – негодует она. – А когда ему стало хуже, и пришлось срочно оперировать, выяснилось, что у него – рак поджелудочной железы. Сделали бы вовремя УЗИ – раньше начали бы лечение…»
- Нет, никакие УЗИ, томография, тем более – флюорография не могут дать однозначного заключения о том, что у пациента – онкология, - подчеркивает эксперт. – Эти виды обследования только дают повод врачу заподозрить наличие новообразования. Если врач ставит диагноз «рак» лишь на основании ультразвукового исследования, - это повод усомниться в его компетентности.
По словам Владислава Путинцева, такой вид обследования, как флюорография, вообще можно считать атавизмом при попытках обнаружить рак легких на ранней стадии. «Это обследование в свое время распространилось как способ выявить туберкулез, - замечает врач. – К онкологии флюорография имеет мало отношения».
По сути, бесполезны в диагностике различных видов рака и исследования крови на онкомаркеры. Дело в том, что молекулы крови, которые являются маркерами наличия злокачественного процесса в организме, могут появляться и в нормальных тканях, если есть какой-то воспалительный процесс. К примеру, при заболеваниях яичников. Онкомаркеры нужны врачу-онкологу, чтобы понять, как реагирует организм пациента с уже подтвержденным онкодиагнозом на проводимую противоопухолевую терапию. Больному проводят анализ на онкомаркеры в начале лечения и через 1-2 месяца, чтобы видеть, как организм реагирует на лечение, насколько оно эффективно, не требуется ли коррекция.
Единственный способ однозначно ответить, какова природа опухоли, - биопсия. Доктор обязательно с обезболиванием берет у пациента специальными инструментами кусочек ткани там, где предполагается наличие опухоли. Биопсия – крайне важная процедура при установлении онкодиагноза. Только после тщательного изучения образца под микроскопом можно определить, рак это или нет. Порой требуется повторное проведение биопсии, если возникают сомнения при исследовании первого образца.
Настрой на борьбу – обязательно!
Услышав пугающий диагноз, пациент и его родные находятся в растерянности: что делать, кто поможет? Самый частый вопрос, который слышат врачи: «Доктор, сколько мне осталось?...»
- Страх неизвестности – самый тяжелый, - замечает Владислав Путинцев. – Мы, врачи, всегда принимаем его во внимание, когда общаемся с пациентом с установленным онкодиагнозом. От того, насколько больной будет настроен на лечение, насколько четко он станет следовать назначениям врача, во много зависит и прогноз течения болезни. Мы обязательно проговариваем и те сложности, которые могут возникнуть в ходе лечения. У пациента обязательно должен быть стимул продолжать жить, это позволяет ему мобилизовать внутренние ресурсы организма на борьбу с коварной болезнью.
То, что человек сдался, прекратил борьбу, проявляется в мелочах: не принял в положенное время лекарство, не пришел на плановый осмотр к онкологу, стал хуже питаться… Врач обязательно объяснит, к чему это может привести. Но борьбу за себя ведет, прежде всего, сам больной.
О раке – компетентно
Онкологи готовы прийти на помощь тем, кто вдумчиво относится к своему диагнозу, кто хочет знать больше о болезни, кто готов сопротивляться ей. Для этого и создан Фонд медицинских решений «Не напрасно». На сайте ask.nenaprasno.ru действует бесплатная справочная служба «Просто спросить». Обратившись туда, человек может отправить данные о своем заболевании, результаты обследований. В течение 3-х рабочих дней на его электронную почту придут рекомендации, советы профильного онколога. Это не будет официальное медзаключение с подписью и печатью, врач не назначает лечение, а дает всю необходимую справочную информацию, ведь на сайте он не видит пациента. Зато после получения ответа эксперту можно в специальном чате задать уточняющие вопросы. А также после такого общения пациент будет знать, какие именно вопросы нужно задать своему лечащему врачу.Наталья Березнякова