Ее называли русской Коко Шанель…
Она творила на границе двух исторических вех в судьбе нашей страны. У нее заказывали наряды особы царской семьи и жены советских партийных лидеров, известных писателей эпохи соцреализма. В ее творчестве изысканность «серебряного века» сменила лаконичная простота времени первых пятилеток.
Судьбоносное решение
Вы тоже, друзья, наверняка знакомы с примерами ее многогранного таланта. Помните старый черно-белый фильм «Александр Невский»? Великолепный плащ на плечах легендарного русского князя создан ее руками – гениальной российской художницы и модельера конца XIX – начала XX века Надежды Петровны Ламановой.
Будущая модельер родилась в декабре 1861 года в Нижегородской губернии в обедневшей дворянской семье. Была старшей из пяти дочерей. По воспоминаниям самой Ламановой, их семья жила очень скромно, единственным источником средств к существованию было жалование отца, служившего урядником. Несмотря на финансовые трудности, любовь к веселью, нарядам и танцам были неотъемлемой частью их дома.
В 1878 году девушка окончила Нижегородскую гимназию, получив профессию учительницы географии. Знакомство с идеями Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова в конечном итоге привели к тому, что в возрасте 20 лет Надежда приняла решение уехать в Москву и самостоятельно зарабатывать на жизнь. По ее размышлениям, «без экономической независимости не может быть свободы для женщины, стало быть, нужно уметь зарабатывать деньги». Еще одной причиной для переезда было стремление помочь родителям поднять на ноги четырех сестер.
«Поставщик Ея Императорского Величества»
Переезд в Москву стал поворотным моментом в жизни Ламановой. Оказавшись вдали от родного дома, она должна была самостоятельно обеспечить свое существование. Было решено поступить в Московскую школу кройки и шитья О. Суворовой. После двухлетнего обучения ремеслу девушка устроилась на должность моделиста в модное ателье мадам Войткевич, где одевались знаменитые дамы московского общества. Благодаря таланту и упорному труду, очень скоро Надежда стала ведущей закройщицей. Возросшая популярность Ламановой и полученный опыт привели ее к открытию собственного небольшого ателье, у которого быстро нашлись свои клиенты. У Надежды Ламановой одевались представительницы купеческого сословия и буржуазия. Через несколько лет число мастериц, работающих под началом Надежды Петровны, увеличилось с 11 до 38 человек. Изысканный крой, индивидуальный подход к работе и качество материалов набиравшей известной мастерской привлекли к себе внимание аристократии.
В 1898 году художница получила звание «Поставщик Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны» – родной сестры императрицы Александры Федоровны. А в 1904 году «русская Коко Шанель» удостоилась более почетного звания: «Поставщик Ея Императорского Величества».
Уникальность изделий, умение найти подход к любой фигуре и самому фантастическому запросу, смелые творческие решения стали отличительными чертами работ Надежды Ламановой. Она была требовательна и к работницам, и к самой себе. Ежегодно ездила в Париж за лучшими тканями для клиентов, а к известным кутюрье – за новыми знаниями. Так, Ламанова одной из первых в России стала продвигать идею отказа от корсетов в женском костюме. А с 1901 года началось ее сотрудничество с Московским художественным академическим театром – легендарным МХАТом – по созданию костюмов к спектаклям, которое продлилось вплоть до самой смерти модельера.
По словам современников, размах предприятия и талант делали Надежду Петровну гением костюма. К 1908 году небольшое ателье превратилось в модный дом в четыре этажа на Тверском бульваре, специально построенный архитектором для семьи Ламановой. Теперь под началом знаменитого модельера трудились около 300 сотрудниц. При модном доме действовала школа портновского дела, выпускавшая лучших швей в Москве. Сама мастерская приносила в год около 300 тысяч рублей дохода – колоссальные средства по тем временам!
Ветер перемен
После Октябрьской революции наступила новая веха в жизни Надежды Петровны. Ателье было ликвидировано. Пришлось также продать модный дом на улице Тверской, чтобы расплатиться с поставщиками и работниками. В 1919 году Ламанову с мужем за дворянское происхождение арестовали на два с половиной месяца. Выбраться из-под ареста помогли друзья семьи, в том числе – писатель Максим Горький.
В первые годы советской власти пришлось кардинально менять стиль в одежде. Аристократию сменил рабочий класс, требовалось подстроиться под запросы широких слоев населения. А роскошные наряды отныне требовались только для постановок в театре.
И Ламанова начала экспериментировать: искала новые формы творчества, в очередной раз проявив силу духа и огромный талант. В этот период ее творчества были разработаны учебные программы и многочисленные модели простой одежды, написаны статьи по теории костюмы. Как отмечала сама модельер, «костюм есть одно из самых чутких проявлений общественного быта и психологии. Одежда является как бы логическим продолжением нашего тела, у нее свое служебное назначение, связанное с нашим образом жизни и с нашей работой. Костюм должен не только не мешать человеку, но и помогать ему жить, радоваться, горевать и трудиться».
В 1925 году Надежда Ламанова вместе со скульптором Верой Мухиной создали коллекцию простых платьев, украшенных в русском стиле, для Всемирной выставки в Париже. Задача стояла трудная: требовалось сшить костюмы, которые бы составили конкуренцию западным кутюрье. При этом предстояло творить из дешевых тканей и при отсутствии качественной фурнитуры. В дело шли всевозможные палочки, желуди и прочее. Да, условия были крайне суровыми, тем значимее оказалось всемирное признание мастерства советских художниц: жюри присудило их коллекции Гран-при за национальную самобытность.
Шедевры на театральных подмостках
Значительная часть жизни Ламановой, как уже сказано, была посвящена театру. Костюмы отшивались для каждого действующего лица в спектакле. Размах работы поражал: например, для «Бориса Годунова» было создано 48 нарядов для основных персонажей, 58 – для массовых актеров! За 40 лет работы в театре Надежда Петровна подготовила костюмы для 50 постановок отечественных и зарубежных авторов. Именно она подняла искусство российского театрального костюма на невероятный уровень.
Модельер также проявила себя в кинематографе – стала одним из первых художников по костюмам в советском кино. В одежде, отшитой в мастерской Ламановой, сыграли персонажи фильмов «Аэлита» (1924 г.), «Цирк» (1936 г.). Знаменитый плащ Александра Невского в одноименном фильме Сергея Эйзенштейна также создавался руками Надежды Петровны.
Работы Ламановой как пример подлинного искусства и сейчас хранятся в отечественных и зарубежных музеях: Эрмитаже (Санкт-Петербург), Метрополитене (Нью-Йорк), в музее МХАТ, в коллекции историка моды Александра Васильева и прочих. А сейчас увидеть творческие работы отечественной Коко Шанель может каждый желающий житель и гость Екатеринбурга: в «Доме Поклевских-Козелл» действует выставка платьев Ламановой, сшитых вручную для дам высшего общества, и театральных костюмов, созданных в мастерской автора.
Контакты
Посмотреть выставку «Театр Надежды Ламановой» вы можете до 12 июня в музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46.