Труднее всего беженцам-пенсионерам
В международном календаре есть даты, которые трудно считать праздниками. Одна из них – Всемирный день беженцев. Дата установлена ООН и отмечается 20 июня. В чём её смысл, зачем она нужна? Наверное, чтобы мы проявили уважение и внимание к людям, которые были вынуждены покинуть родную страну из-за военных конфликтов, преследований и других проблем...
Причиной бегства тысяч граждан Украины, ищущих спасения в России, стали события 2014 года. После начала СВО число беженцев выросло в разы. Сегодня их в России – свыше 5 миллионов человек. В основном – женщины и дети. Свердловская область за последние полтора года приняла примерно 4 тысячи беженцев.
Как они адаптируются к российским реалиям, какие проблемы испытывают, о чём просят местные и федеральные органы власти? Ответить на эти и другие вопросы редакция попросила уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяну Мерзлякову.
– Татьяна Георгиевна, наш регион принимает беженцев из Донецка и других городов Украины уже более восьми лет. Часть территорий недавно вошла в состав России, принимаются законы, направленные на поддержку этой категории граждан. Можно сказать, что сегодня вопросы защиты прав и интересов беженцев стали решаться быстрее?
– В аппарат уполномоченного по правам человека в Свердловской области беженцы обращаются по самым разным вопросам. Часть из них теперь действительно решаются значительно быстрее и эффективнее, чем в 2014 году – в первую волну беженцев. Практически нет жалоб на бытовые сложности, на отсутствие медицинской помощи.
Я благодарна нашим нотариусам, которые взяли на себя расходы по переводу и заверению документов. Это – большая помощь, они заверяли переводы документов бесплатно. Не в каждом регионе этот вопрос решён. Активно предлагали помощь простые люди, мы даже организовали покупку одежды по спискам. Врачи 40-й горбольницы Екатеринбурга собрали деньги и купили именно то, что нужно. Нотариусы узнали, что нужны смартфоны, приобрели их и привезли в пункт временного размещения. Знаю, что главы муниципальных образований на собственные средства одевали детей, обеспечивали всем необходимым к школе.
Посещая пункты временного размещения, мы видели, что люди регулярно общаются с представителями разных служб, им помогают, разъясняют. Сложности возникают тогда, когда утрачены документы.
– А много поступает обращений от беженцев пенсионного возраста?
– Не скажу, что много, но есть. И это – сложные вопросы. Людям надо иметь источник дохода, а сил работать уже нет. Но пенсии по российским законам назначаются заново, а не пересчитываются в рубли. Нужны документы, подтверждающие стаж и размер заработной платы. Ситуации у всех разные и, как правило, непростые. Стараюсь помочь, обращаюсь за содействием к коллегам – уполномоченным по правам человека в ДНР и ЛНР. Там такие институты созданы несколько лет назад и очень эффективно работают.
– Получается, отсутствие документов – самая сложная проблема?
– Наверное, можно так сказать. Особенно для пенсионеров. Хотя это актуально и для тех, кто хочет продолжить обучение, подтвердить наличие опыта, квалификацию при трудоустройстве.
– На Украине уровень цифровизации достаточно высокий, наверное, можно взять данные с порталов госслужб…
– Да, так же говорят приехавшие в РФ жители Украины. Но доступ к порталам им был закрыт. То, что недавно можно было посмотреть и скачать, стало недоступно.
В России учитывают сложившуюся ситуацию, законодательная база всё время меняется, я бы сказала – подстраивается под новых жителей. В частности, постановлением Правительства РФ от 12 января 2023 года № 11 утверждено Положение о межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц. Комиссии создаются для подтверждения периодов работы граждан, включаемых в страховой (трудовой) стаж, а также периодов работы и размера заработка, с учётом которых устанавливается дополнительное социальное обеспечение. На данный момент это постановление касается граждан, проживавших и трудившихся в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях в составе нашей страны.
– Беженцы, которые проживают в пунктах временного размещения, более информированы и осведомлены о правилах, касающихся пенсий, жилья работы. А куда обращаться беженцам, которые самостоятельно снимают жилье или поселились у родственников?
– Я рекомендую подойти в министерство социальной политики Свердловской области и его управления в муниципальных образованиях или в администрацию по месту проживания. Сотрудники сориентируют, проконсультируют. За гуманитарной помощью можно обращаться в подразделения Российского Красного Креста. Есть правозащитные организации, контакты которых можно найти и на нашем сайте: ombudsman.midural.ru. Вместе с юристами правозащитной сети «Миграция и право» мы участвуем в мероприятиях по информированию беженцев. Организовали две встречи в Доме добровольцев в Екатеринбурге, которые вызвали большой интерес. Первая встреча – с сотрудником аппарата уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, вторая – с заместителем министра социальной политики Свердловской области. Люди передали конкретные жалобы, просьбы.
– Многие наши читатели готовы предложить помощь беженцам, передать им какие-то вещи, но не знают, как это сделать?
– По этому вопросу лучше обратиться в подразделения минсоцполитики по месту жительства, можно позвонить в Красный Крест. Просто позвонить и спросить, что требуется сегодня беженцам, подходит ли та или иная вещь, которую хочет передать человек.
– Читала, что беженцам из Херсонской области выдают жилищные сертификаты. Беженцев из других территорий наверняка интересует этот вопрос?
– Да, жители Херсона и части Херсонской области, прибывшие на территорию России в экстренном порядке, вправе получить жилищные сертификаты на покупку жилья в любом регионе нашей страны. Жители ДНР и ЛНР за компенсацией обращаются по месту прежнего жительства. Есть обиды, но порядок сегодня такой.