История фотографа: главное – видеть мир глазами души

История фотографа: главное – видеть мир глазами души

12 июля отмечается День фотографа. Он посвящен людям, которые сохраняют самые важные моменты нашей жизни и красоту окружающего мира.

Но каждый из них делает это по-своему. Есть свои секреты и у Валентины Силиной. Она считает, что через объектив камеры нужно смотреть «глазами души».

– Валентина, когда и как у вас появился интерес к фотографии?

– Началось все в школе. Мой папа работал в милиции, мне хотелось помогать ему во всем. Мечтала стать экспертом-криминалистом, выезжать на происшествия, фиксировать все, что произошло. А какой же криминалист без фотоаппарата? Поэтому в 14 лет пошла в школьный фотокружок. Еще мне очень нравилась химия. Слова «проявитель», «закрепитель» звучали, как музыка, смешивать химреактивы я могла бесконечно. Первый фотоаппарат мне купила мама – «Смену-8М», потом уже появился «Зенит».

После школы мечтала поступить в Свердловский юридический институт, даже два года в старших классах занималась на заочных подготовительных курсах СЮИ. Но когда приехала подавать документы, в приемной комиссии сказали, что для обучения на следственно-криминалистическом факультете нужны два года трудового стажа. Девчонок сразу после школы туда не брали. Предложили учиться на факультете правой службы в народном хозяйстве. Но мне же хотелось быть экспертом-криминалистом, а не правоведом!

Вернулась домой, поступила на вечернее отделение политехнического института. Вскоре узнала, что в местном профтехучилище, где готовили швей и поваров, набирают первую группу на специальность «фотограф». Я решила учиться там. Через год, в 18 лет, получила диплом с квалификацией «фотограф 4 разряда».

– И начались первые шаги в профессии?

– Еще на практике я попала в центральную фотолабораторию, в которой собирали заказы со всего города. Все химические процессы – проявка, печать – проходили там. Химреактивы отмеряли уже не граммами, а ложками. Было интересно печатать цветные фотографии. Если черно-белые снимки печали при красном свете, то для цветных вставлялся чуть-чуть зеленоватый светофильтр. Глаз едва привыкал к темноте, потому что цветная фотобумага была очень чувствительной к свету, попадет его чуть больше – можно все испортить.

Печатала также фото на документы, их надо было готовить срочно. У меня же поначалу все получалось медленно. Если за день не успевала сделать весь объем, приходилось и ночь прихватывать. Тогда еще существовал отдел технического контроля. Утром приходил контролер, строгий пожилой мужчина, смотрел на мою работу и говорил: «Брак, брак, перепечатать». Так он меня намуштровал, что несколько лет спустя я уже сама преподавала фотодело в профтехлицее.

После получения диплома меня приняли на работу в фотосалон, выезжала и на съемки в школы, детские сады. А вечером бежала на занятия в институт. Там меня больше всего интересовала геодезия, нравилось работать с нивелиром, наверное, потому, что этот прибор чем-то напоминал фотоаппарат. Политех я окончила, но по полученной специальности не работала ни дня.

– Детское увлечение стало делом жизни. Как это происходило?

– В 1999 году я переехала в Екатеринбург. Случайно попалось на глаза объявление в газете: «Требуется лаборант в типографию на печать фотографий». После собеседования меня взяли, но зарплату назначили очень маленькую. Не представляла, как можно прожить в Екатеринбурге на такие деньги. Стала проявлять пленки, печатать фотографии, все было мне знакомо. Тут стояла немецкая техника, работать на которой было интересно. Со временем мне зарплату добавили, даже премии появились. Здесь же познакомилась с мужем – тоже фотографом.

Несколько лет спустя эта типография предложила мне поработать фотографом в здании на улице Бардина. Мы с мужем начали обживать выделенные нам 16 квадратных метров. Поставили фотоаппарат, повесили шторку вместо фона, положили ковер. В соседней каморке стояли ванночки, там мы проявляли пленки, печатали снимки, ведь это было «Срочное фото». Вскоре типография перестала платить аренду за помещение, владелец здания предложил мне самой арендовать его. Я решилась. Поначалу было тяжело, но постепенно поток людей нарастал. За 15 лет, которые мы проработали на улице Бардина, жители окрестных домов стали нам родными, некоторые даже супчик на обед приносили.

– Какие у вас заказывали фотографии?

– Начиналось все с фото на документы. Многие считают, что самая плохая фотография – это в паспорте. Пришел заказчик, ты его посадил: «Посмотрите вверх, голову чуть вниз, теперь направо». Сделал три кадра, он ушел. Даже если ему не нравится результат – испуганные глаза, плечи вниз, вместо лица – маска, он все равно берет эту фотографию. Мне так работать не интересно. Пытаюсь каждого заказчика разговорить, чтобы он отвлекся, оживился. Мне говорят: «Зачем ты 10 кадров делаешь, ведь свет падает нормально?». Когда снимала на пленку, получалось, что работаю в ущерб себе. Но я из этих 10 кадров смогу выбрать 5 лучших. Люди получат не просто свое изображение, а полноценное художественное фото, только меньшего формата. Человек, увидев свой удачный портрет, уйдет с хорошим настроением, а потом всех знакомых и родственников к тебе направит.

Многие по-прежнему любят фотографироваться всей семьей. Обычно такие съемки назначают на выходной день, чтобы удобней было собраться. Бывает, приходят все члены семьи, чтобы сделать только один общий снимок. За разговорами и эмоции нарастают: «А давайте – дедушку с внуками, а теперь – бабушку с внуками». Потом фотографируются только внуки, потом муж с женой... Вместо одного варианта получается десяток. В Академическом районе Екатеринбурга живет семья, которую я снимаю уже много лет. Началось с рождения их детей, сейчас они вышли замуж, женились, сами стали родителями.

– Кого вам особенно нравится снимать, а кого считаете сложными «моделями»?

– Самое приятное – это, конечно, работа с детьми. Они дарят радость. Но детскую съемку нужно заранее подготовить. Придумываю сюжет, пролистываю кучу детских книг, журналов, просматриваю мультфильмы, теперь и Интернет помогает. Выбираю задний план, костюм, игрушку, которую ребенку захотелось бы взять в руки. Тогда малыши на фото выглядят естественно. Как-то мама привела на съемки дочку. Я ее поворачивала и так, и сяк, шутила с ней, девчушка меняла платьишки, фотографировалась и с книжкой, и с игрушкой, и с цветами. В итоге сказала: «Ой, мама, я, наверное, фотографом стану».

Ну, а самые проблемные – женщины в возрасте 50+. Лицо застывшее, плечи опущены, в глазах – никаких эмоций. Делаю несколько дублей, мне не нравится. А у клиентки уже терпение заканчивается: «Хватит!». Я ее уговариваю: «Давайте еще разок». Для нужного результата приходится добавлять свои эмоции, а иногда и психотерапевтом быть. Поговоришь о том, о сем, и женщина уже не зацикливается на своих проблемах. Постепенно расслабляется, где-то улыбка проскользнет – пусть небольшая, но она уже есть, искорка в глазах загорается. А ты смотришь в объектив и ловишь это мгновенье. Для меня это – главное. Считаю, нужно любить себя в любом возрасте, чаще фотографироваться и чаще улыбаться.

– Реставрацией, восстановлением старых фотографий тоже занимаетесь?

– Да. Их в основном приносят пожилые люди. Как-то пенсионер принес много черно-белых пленок. Я их сканировала, обрабатывала на компьютере, распечатывала в формате А4. Он такими большими листами оформлял альбом на память внукам.

– Ну, и немного о планах на будущее…

– Сейчас я снимаю помещение в ДК Химмаша. Хочу не только оборудовать фотостудию, но еще и воплотить давнюю мечту – открыть детскую фотошколу. Для начала думаю оформить фотовыставку детских работ, пригласить ребят на экскурсию в фотолабораторию, чтобы они увидели весь этот завораживающий процесс и увлеклись фотографией.

От всей души поздравляю всех фотографов с профессиональным праздником! Да пребудет с вами светосила!

Елена Зинковская

10:45
499
Загрузка...