Не главный школьный предмет. А вы знаете географию?
Выучить географию можно только путешествуя по стране или миру?
Как-то подруга написала мне в мессенджере:
– Представляешь, на днях с таким интересным парнем познакомилась! Он из мяса!
– В смысле – из мяса? – пугаюсь я.
– Ну живёт в мясе!
Картина не укладывалась в голове, но тут сверкнула мысль: подруга имеет в виду Миасс! Город в Челябинской области! Можно, конечно, посмеяться над неожиданным созвучием слов, хотя впору схватиться за голову: ну, как можно настолько не знать географию родного края?
Оказывается – можно. Сегодня педагоги и социологи отмечают не очень высокий уровень знаний в области географии как в целом – о планете, так и в частности – о той территории, на которой проживают респонденты. Почему так происходит, мы расспросили горожан и гостей Екатеринбурга накануне Дня географа, который отмечается 18 августа.
Александр Антонович, 59 лет, г. Полевской:
– Знаете, это всё издержки современного образования, все эти новомодные причуды с приоритетными направлениями, с важными и неважными учебными дисциплинами. В наше время все изучаемые предметы были важными. Никому и в голову не приходило рассуждать, пригодятся нам в будущем знания о тектоническом движении горных плит или нет – учили, познавали, образовывались. И контурные карты рисовали. И мировые столицы наизусть учили. Знали 15 республик – 15 сестёр. И координаты местности определяли, и русла рек разбирали. Я до сих пор помню все притоки Оби, хотя саму реку не видел вживую ни разу. Ну так я и Северную Америку не видел. Но эти знания были частью нашего образования, они наполняли наш кругозор, как любая информация. Понимаете, надо учиться! Всему! А не инфантильно рассуждать, пригодятся тебе эти знания или нет.
Анна Евгеньевна, 37 лет, г. Екатеринбург:
– Я не согласна, что география сегодня никого не интересует. Напротив, в последнее время к ней проснулся интерес. Например, я участвовала уже в пяти географических диктантах, которые проходят в нашей стране, и знаю, что участников, а главное – отличников из года в год становится всё больше. Я вижу, что люди понимают: география показывает, насколько мы все взаимосвязаны и с космосом, и с горными породами, и с мировым океаном, и с живой природой. А посмотрите на формат проведения географического диктанта – ведь никакая другая просветительская акция не поводится так необычно и круто: в прошлом году, например, диктант писали в поездах, на корабле в Кронштадте, на плавучей атомной станции на Чукотке, в крымской пещере, в краеведческих музеях. Диктант пришёл даже в Антарктиду! Это интереснейшая наука, и я желаю ей большой популярности в настоящем и будущем!
Юлия Николаевна, 40 лет, г. Заречный:
– Недавно слышала, как одна молодая мама пыталась объяснить сыну смену сезонов: то ли это Земля вращается вокруг своей оси, то ли ось наклоняется, то ли вообще вся движуха происходит вокруг Солнца. В конце концов мама заявила: «Пойдёшь в школу – там тебе всё объяснят!». А в школе география – далеко не самый главный предмет. Ребёнку зачастую не объясняют взаимосвязь процессов и явлений, поэтому дети предмет просто зубрят. В итоге они знают, например, что существует круговорот воды в природе, а вот то, как в этом процессе рождается ураган – уже за рамками их понимания.
Ольга Петровна, 53 года, г. Екатеринбург:
– Мы в своё время географию любили! В классе всегда висела карта мира или СССР, и мы, школяры, её наперебой рассматривали. Играли в города и искали их на карте, после летних каникул показывали места, где сумели побывать. Когда в нашу страну прилетала Саманта Смит, мы до дыр изучали эту самую Америку, откуда она была родом. Сегодня дети уверены, что электронный навигатор заменит им любую карту. А если исчезнет интернет – отключится навигатор, что будут делать? Моментально ведь застрянут в дороге, не смогут сориентироваться в лесу или на незнакомой местности.
Артём, 20 лет, г. Арамиль:
– Современной молодёжи очень скучно учить все эти типы почв и ландшафтов, причины извержения вулканов, разновидности ветров. К тому же в географии слишком много специфических терминов – иногда на тему приходилось по 30-40 новых слов, которыми требовалось оперировать, и это было сложно. Наше поколение работает с другим контентом, и поэтому, как только я окончил школу, то сразу забыл всю географическую шелуху.
Ирина Михайловна, 42 года, г. Верхняя Пышма:
– Любую науку можно постичь с учётом своих индивидуальных психических особенностей. Понимаете, люди не все одинаковые: есть визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. И способ усвоения информации у всех разный. Вот я, например, визуал. Мне можно сколько угодно рассказывать об Уральских горах и как по ним проходит граница между Европой и Азией, но я всё равно этого не пойму, пока не увижу собственными глазами. Поэтому таким, как я, географию можно выучить только путешествуя по стране. Или по миру, кому как позволяют возможности. И это не шутка! Нам важна визуализация картинки, и тогда мы сможем выучить всё на свете. Кинестетики познают мир, что называется, кожей: им необходимо самим погрузиться в атмосферу местности, всё потрогать, ко всему прикоснуться. Аудиалам обычно хватает простого рассказа, они легко воспринимают информацию на слух. А дигиталы лучше усвоят материал через схемы, графики, знаки, какие-то логические цепочки. Правда, к сожалению, у нас ни один предмет не преподаётся с учётом этих индивидуальных особенностей человека.
Пётр Иосифович, 68 лет, г. Екатеринбург:
– Я считаю, что не существует географической безграмотности. Каждый человек что-то знает из этой области. Другой вопрос, насколько полно мы владеем информацией. Например, я сейчас слышал, как прекрасная леди говорила об Уральских горах и границе между Европой и Азией: видите, человек всё-таки в теме. Но если я вам скажу, что граница между Европой и Азией проходит по восточной подошве Уральских гор и хребту Мугоджар, который является южным продолжением горной системы Урала в Казахстане, далее – по реке реке Эмба, по северному берегу Каспийского моря, по Кумо-Манычской впадине, Керченскому проливу, проливу Босфор и проливу Дарданеллы – это уже будет более полная информация. Но, в среднем, мы оба неплохо знаем географию! Так что всё относительно!
Анастасия Сергеева