​Пушкина выбросили с корабля современности. Или только из ЕГЭ?

​Пушкина выбросили с корабля современности.  Или только из ЕГЭ?

Разговоры об исключении из Единого государственного экзамена по литературе Д.И. Фонвизина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя по-прежнему не утихают в СМИ и соцсетях.Пока одни негодуют в соцсетях, а другие – подписывают петиции, в Рособрнадзоре и Минпросвещения разводят руками и объясняют, что никакой проблемы нет.

За что так с Александром Сергеевичем?

Обсуждаемую новость я узнала от бывшего сокурсника-филолога. Сразу заглянула в исходные документы: изучила новые положения, систему оценивания и даже пробежалась глазами по демонстрационному варианту экзамена. Но судя по тому, что пишут и говорят люди, подобно мне поступили не все.

Прежде всего успокою паникеров. Список литературы к экзамену не равен тому, что школьники должны читать и изучать на протяжении одиннадцати лет. Классику изучают и будут изучать. Составители экзамена решили, что куда важнее проверить, как усвоена школьником программа старших классов. Их аргумент – творчество А. С. Пушкина и других авторов 18-19 века изучают в среднем звене и вопросы по их произведениям в полной мере представлены в ОГЭ по литературе (экзамен – по окончании девятого класса).

Конечно, логика в таких рассуждениях есть. Было бы странно, например, спрашивать выпускника о книжках, которые он читал, скажем, в начальной школе. Не входит в ЕГЭ и «Слово о полку Игореве», хотя это жемчужина древнерусской литературы. Короче говоря, хотя сама идея мне нравится, у меня бы не хватило духу выбросить из списка к экзамену столько знаковых имен.Впрочем, в действительности без крепкого знания литературы предшествующих периодов на «хорошо» и «отлично» экзамен будет сдать сложно. Почему - объясню чуть ниже.

Пелевину – дорогу?

Много обсуждений ведется вокруг появления в списке фамилии современного писателя В. О. Пелевина. Фамилия в списке есть, но подробно расспрашивать о нем, если только школьник сам не изъявит желание, не будут. Поскольку он внесен в список в обширном перечне авторов 20-21 века, наравне, например, с такими, как Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков,З.Н. Прилепин,А.Н. и Б.Н. Стругацкие, Ю.В. Трифонов, В.Т. Шаламов и др.Если выпускник будет знаком с их творчеством и будет готов рассуждать о прочитанном, это разве плохо?

«Новичков» в списке немало. Есть достойные, есть спорные. Правда, большая часть из них выпускникам 2024 года не попадется. В документации есть соответствующая пометка. А вот десятиклассникам нужно быть наготове, если, конечно,в будущем году ничего не изменится. Так, к примеру, к ЕГЭ нужно будет освоить избранные главы из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Выбор интересный, но для современных 17-18-летних ребят не самый понятный роман. Придется теперь и Л. Н. Андреева, здесь я детям искренне сочувствую, мне в школьные годы многие рассказы этого автора казалисьгрубыми. Детальнее придется вникнуть в есенинского «Черного человека». Впрочем, златокудрый поэт у читающей молодежи в моде. С энтузиазмом они встретят и роман «Мы» Е. И. Замятина. Антиутопия – вообще один из самых популярных романов у молодых людей, уступающий, наверное, только «Мастеру и Маргарите». Но М. А. Булгаков в ЕГЭ уже давно.

С трудом представляю себе школьников продирающихся сквозь избранные главы романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского. Но говорят, это чуть ли не самый любимый русский роман в Китае. Еще выпускникам предстоит познакомиться с творчеством В. В. Набокова. Произведения не названы, но чувствую за «Лолитой» в библиотеках будет очередь. Расширен список авторов в разделах проза и поэзия о Великой Отечественной войне. Здесь спору нет – важно, нужно, хорошо написано. Пусть читают и штудируют! Аналогичное отношение у меня к роману «Молодая гвардия» А. А. Фадеева. Вещь страшная, даже, возможно, тяжелая для нынешних школьников, но очень нужная. Избранные главы «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака тоже, наверное, будут идти детям тяжеловато. Хотя произведение, конечно, стоящее.

Хорошей задумкой мне кажется появление раздела «Литература народов России», в котором представлены фамилии писателей Чувашии, Дагестана, Татарстана и т. п. Вообще не помню, изучали ли мы их в школе. Но если они есть в экзамене, значит, изучаться будут.

Я перечислила только «новичков», но в списке достаточно много классики, в том числе советской, которой там не было 8-11 лет назад. К примеру, В. М. Шукшин, В. Г. Распутин, В. С. Высоцкий, Б. А. Ахмадулина. Ну, и конечно, литераторы второй половины 19 века представлены в полную мощь.

Что за зверь такой – ЕГЭ?

Судя по тому, что я увидела в документах ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), по своей форме Единый государственный экзамен по литературе за прошедшие 11 лет не слишком изменился. Выпускнику дается отрывок из прозаического или драматического произведения, которое он изучал и должен хорошо знать. В демонстрационном варианте 2024 года – это отрывок из пьесы Н. Островского «Гроза». К тексту даются вопросы. Первые из них не связаны непосредственно с текстом, аопределяют, насколько школьник знаком спроизведением вообще и владеет либазовыми литературоведческими терминами. Знает ли, кто такая Кабаниха?Не назовет ли он «Грозу», например, комедией?Понимает ли, что такое ремарка?Все эти вопросы требуют внести в бланк ответа либо одно-два слова, либо группы цифр и букв в нужном порядке.

Дальше от выпускникупредлагается написать мини-сочинение (5-10 предложений) на один из двух вопросов, опираясь на представленный отрывок. В случае «Грозы» обе темы прямо или косвенно отсылают к рассуждениям критика Н. Добролюбова о «темном царстве» и о героях-самодурах. Сочинение такого же объема придется написать, отвечая на следующий вопрос. Его цель – проверить уже не столько знание текста «Грозы», сколько понимание того, как это произведение вписывается в мировой литературный процесс.Хотя мне, кажется, что прося выпускника сравнить купцов Островского с купцами из произведений других русских и зарубежных авторов, составители вопроса прекрасно понимают, какой получат ответ. Ведь в школьной программе еще есть М. Лермонтов и его «Песнь о купце Калашникове». А вам много других купцов вот так сразу вспоминается?

Следующая группа вопросов аналогично строится вокруг поэтического текста. Вот только в финале уже прямо просят сравнить пейзажную лирику Заболоцкого с лирикой поэтов первой половины 19 века. То есть А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова все-таки придется почитать перед ЕГЭ. Кстати, стоят эти вопросы на сравнение немалое количество баллов.

Наконец, вторая часть экзамена – большое сочинение на одну из пяти тем. В одной из тем предложено порассуждать о страницах истории в отечественной литературе на примере произведений одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова. Что-то мне подсказывает, что про «Капитанскую дочку» школьнику писать легче, чем про «Войну и мир» или «Тихий Дон». Кстати, в пояснении к экзамену также сказано, что в одной из тем могут встречаться такие авторы, как Д.И. Фонвизин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. По-хорошему, вернуть бы эти фамилии общим перечнем. Зачем детей путать? Ну не ответить без них на все вопросы, не заработать столько баллов, сколько нужно на филологических, искусствоведческих, театральных факультетах и журналистике.

Словом, по моему скромному мнению, удалить Александра Сергеевича из списков литературы к ЕГЭ, конечно, можно, но в действительности изучать его будут и для успешной сдачи экзамена он точно пригодится. Потому что куда бы ни завели нас реформы, Пушкин – наше всё. По-прежнему!

Мария Волкова

11:55
463
Загрузка...