​Мой муж – орнитолог

​Мой муж – орнитолог
Для него изучение птиц – это не просто работа; это, как говорят, – высокооплачиваемое хобби.

От редакции: в прошлом номере в новой рубрике мы предложили читателям рассказать о представителях редких профессий. Пошли первые отклики. И вот – удача! Как раз в эти дни профессиональный праздник отмечают специалисты, о которых пойдет речь в этой публикации.

Недооцененный подарок

Страсть к наблюдению за ползающими, бегающими и летающими тварями возникла у супруга в далеком детстве. Началось всё с книги Конрада Лоренца «Кольцо царя Соломона», которую его мама принесла из библиотеки. Книга раскрыла маленькому Володе удивительный мир зоологии, захвативший его навсегда.

Мальчик «проглатывал» научно-популярные издания, написанные натуралистами, с упоением изучал животный мир зарослей во дворе своей пятиэтажки, на садовом участке родителей вместе с дедом рассматривал в большой луже лягушек, водомерок и прочих водных обитателей.

Интересный случай произошел как-то во время летнего отдыха в пионерском лагере. В заброшенной чаше уличного бассейна Володя нашел личинку какого-то насекомого. Припрятав невзрачную, но ценную находку в тумбочке у кровати, на следующий день мальчик обнаружил вместо личинки прекрасный образец дозорщика-императора – так называется одна из крупнейших стрекоз России. Изящное удлиненное тело бирюзового и салатового цветов, удивительные сферические глаза, отливающие золотом прозрачные крылья – такое великолепное существо получилось из коричневой личинки всего за одну ночь! Володя был восхищен до глубины души.

Желая поделиться своими чувствами с самым близким человеком – мамой, мальчик попросил заехавшего в лагерь маминого коллегу передать Галине Алексеевне бумажный конверт, в который Володя заботливо упаковал еще одну личинку из заброшенного бассейна. Мама на работе, получив конверт от сына, извлекла содержимое и чуть не лишилась чувств от ужаса: на ее ладони лежало что-то паукообразное, коричневое и отталкивающее, и оно шевелилось! В общем, сюрприз мама не оценила, личинку спешно выбросили из окна в клумбу. Эх, просто мама не знала, что надо положить ее в тумбочку и подождать всего одну ночь…

Полжизни в полях

Окончив школу, Володя поступил на биофак Уральского государственного университета. Он определил фокусом своих зоологических исследований орнитологию – науку о птицах. Потом были аспирантура, работа над кандидатской диссертацией, посвященной популяционной экологии белых куропаток на Ямале. Полжизни мой муж провел в полях: транспортировка автомобилем, вертолетом или вездеходом, еда и чай с дымком у костра, сон в палатке, завернувшись в спальный мешок. Походная жизнь у него – в крови.

Есть такая пословица: «Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит». Каждую весну Владимир, слыша крики прилетающих с юга птиц, по зову души и долгу службы собирает походное снаряжение, вешает бинокль на шею и оставляет семью, дом и город ради своих «подопечных». С мая по октябрь я и дочери видим нашего папу лишь эпизодически, когда он возвращается в город по безотлагательным делам.

В поле муж вместе с коллегами обследует определенные территории, фиксируя каждую деталь из жизни обитающих там птичьих сообществ: какие виды присутствуют, их численность, характер пребывания, успешность гнездования, особенности поведения, кормовой базы и прочее. Сведения каждого дня исследований заносятся в полевой дневник, чтобы зимой войти в общую базу данных для всестороннего анализа.

Современные технологии предоставили орнитологам новые возможности для исследований. Если раньше научные работники пользовались лишь биноклями и фотоаппаратами, то сегодня на службе у орнитологии – квадрокоптеры, GPS-навигаторы, всевозможные датчики для отслеживания передвижения птиц. Еще пять лет назад, чтобы обследовать колонию водных птиц посреди озера, уральским орнитологам приходилось грести на лодке, продираясь сквозь тростник и камыш и распугивая тех самых птиц. Теперь мой супруг направляет к колонии по воздуху квадрокоптер, интеллигентно проводит съемки, не слишком беспокоя птиц, затем изучает кадры на экране ноутбука, сидя у костра. Увеличивая фотографии, можно разглядеть, например, сколько яиц лежит в гнезде; достоверно подсчитать количество гнезд в колонии; число молодых и взрослых особей.

Квадрокоптер – опора жены

Этот летающий аппарат – верный помощник мужа – еще и снижает градус моего беспокойства. Посудите сами: раньше для осмотра гнезда крупного пернатого хищника – орла, неясыти, ворона – Владимиру приходилось устанавливать 8-метровую раскладную лестницу, взбираться на верхушку дерева, устраиваться на ветке покрупнее и проводить осмотр. Был случай, когда от порыва ветра дерево закачалось, лестница упала, и муж застрял на высоте 20 метров. Вокруг – ни души, на помощь не позовешь, спускаться опасно – ветки могут не выдержать. Тогда всё закончилось благополучно: муж ухитрился спуститься без приключений.

Но осмотры гнезд бывают опасны и по другой причине. Однажды Владимир увидел высоко на дереве гнездо бородатой неясыти, это – крупная сова, редкий вид, внесенный в несколько региональных Красных книг. Обрадованный удачей, Владимир поспешил обследовать гнездо. Только он забрался и принялся осматривать лежащие яйца, как пожаловала хозяйка. Видя непрошеного гостя, сова, защищая потомство, с налету бросилась на бедного мужа, выставив вперед мощные лапы с большими когтями. И ведь знала, куда целиться, – в глаза. Хорошо, что супруг вовремя увернулся и спешно ретировался; отделался только глубокими порезами на носу и на бровях. Не будь он таким проворным, ходил бы сегодня, как Кутузов. В общем, слава Богу, что придумали квадрокоптеры. Теперь я отпускаю мужа в поле с более легким сердцем.

По-детски радуясь находкам

Зимой орнитологи подводят итоги очередного полевого сезона: переносят данные из полевых дневников в компьютеры, изучают сведения, добытые коллегами, активно общаются, пишут статьи, проводят конференции. Это – особые люди: они живут любимым делом, по-детски радуются находкам и лелеют свои записи, фотографии и видеосъемки. В Екатеринбурге проходят заседания Уральского орнитологического общества, где ученые вместе с любителями бурно обсуждают жизнь птиц. Я побывала на одном заседании этого общества, но на меня «напал» тукан из папье-маше, неожиданно свалившись со стеллажа, и желание повторить визит у меня отпало.

В своей работе орнитологи изучают данные специалистов из смежных наук. Так, например, Владимир, уже много десятилетий изучающий фауну лесостепного Зауралья, пишет сейчас статью о переселении кудрявых пеликанов в Тюменскую и Курганскую области из более южных районов. С 1970-х годов каждое десятилетие популяция кудрявого пеликана здесь удваивалась и со временем выросла до 1500 гнездящихся пар, пока в 2021 году не случилась эпидемия птичьего гриппа. С учетом невысокого репродуктивного потенциала пеликанов было ясно, что столь интенсивный рост популяции был вызван не результатом размножения, а переселением птиц из южных районов. К этому, в частности, привела экологическая катастрофа – обмеление и высыхание Аральского моря из-за бездумной хозяйственной деятельности в советское время. Супруг изучает ретроспективные и современные данные, приведенные экологами, ихтиологами, гидробиологами, почвоведами, чтобы получить объемную картину произошедшего и выяснить, как это отразилось на популяциях птиц.

Орнитология – не самая популярная сегодня область знания. Среди орнитологов молодежи немного, однако у мужа есть ученики. Сергей Грачев изучает зависимость интенсивности пения птиц от времени суток, в его фонотеке уже накоплена масса аудиозаписей. Анастасия Ширшова увлечена совами и проходит практику в центре мониторинга и реабилитации хищных птиц «Холзан».

Я надеюсь, что эти редкие в нашем обществе экземпляры – орнитологи – будут всегда. Забывая про непопулярность своего дела, недостаточность финансирования со стороны государства и невысокую рыночную востребованность подобных специалистов, орнитологи вглядываются ввысь, чтобы увидеть полет птиц, услышать их клич, узнать, всё ли хорошо у их детишек, достаточно ли у них еды, не заболели ли они, прилетят ли они к нам вновь после холодной зимы… Среди них – орнитологов – и мой драгоценный редкий экземпляр Владимир Тарасов!

P.S. Тем, кто хотел бы побольше узнать о работе орнитологов, рекомендую посмотреть сериал «Записки сибирского натуралиста», его легко можно найти в Интернете. В некоторых сериях фигурирует и мой супруг. А снял сериал его талантливый коллега Артур Рябицев.

Источник:
Наталия Тарасова, г. Екатеринбург
Фото:
из архива В. Тарасова
11:15
500
Загрузка...