Советует нейропсихолог: Индивидуальный и творческий подход!
От редакции. В прошлом номере состоялась премьера рубрики, в которой вы, друзья, можете получить консультацию опытного специалиста в возрастной психологии. Звоните, пишите, задавайте вопросы!
Иногда меня спрашивают родственники пациентов, есть ли какие-то стандарты, алгоритмы нейропсихологической работы или, условно, ГОСТы, которые можно приобрести для самостоятельных занятий с пациентом? Я обычно в ответ улыбаюсь. Почему?
Все - разные
Потому! У меня - достаточно большой опыт ведения пациентов. Диагностирую, веду нейропсихологические занятия, направленные на профилактику когнитивного снижения. И все мои пациенты - разные.
У одного был инсульт, у другого - паркинсонизм, третий - с Альцгеймером… Представим, что два пациента получили примерно одни и те же баллы при диагностике, у них - примерно один диагноз, одни и те же нарушения, например, памяти и внимания. Это абсолютно не значит, что я буду следовать единому алгоритму занятий с обоими.
Вот смотрите: пациентка после инсульта неплохо понимает, говорит, но почти потеряла зрение, значит, зрительный канал восприятия уже не задействуешь «Думай, как с ней заниматься», - говорю я себе. А вот пациент после травмы - без способности писать, но может читать, понимает, но произнести не может. Тут наоборот надо подобрать что-то наглядное. «Думай дальше!», - говорю себе я.
Собрала для вас интересные симптомы болезни Альцгеймера. Это - не все, перечислю наиболее яркие как по названию, так и по проявлению.
Ухудшение памяти по закону Рибо. Сначала уходят воспоминания о недавних событиях - сегодня, вчера, позавчера, позднее теряется память о том, что было в далёком прошлом. Больные перестают узнавать своих правнуков, следом - внуков, далее забывают детей, супругов. Потом начинают говорить о родителях и ощущать себя детьми. Иногда я спрашиваю одну мою пожилую пациентку, сколько ей лет, говорит, что 12.
«Альцгеймеровское удивление». Можно рассказывать какую-то новость или анекдот больному с Альцгеймером несколько раз, и все время он будет очень эмоционально реагировать, как в первый раз.
«Симптом зеркала». Больные перестают узнавать себя в зеркале, могут думать, что там стоит чужой человек, разговаривать с ним или ругаться. Позднее перестают вообще распознавать признаки человека в зеркале.
«Бред ущерба». Больной считает, что окружающие хотят причинить ему вред: убить, отравить, ограбить. Поэтому он будет стараться все перепрятать, чтобы никто не нашёл и не украл.
Собирательство. Больному очень хочется все принести домой. С улицы, с помойки. Все в дом, так сказать.
Если вы заметили какие-то симптомы из перечисленных у родных, близких, знакомых, стоит обратиться за диагностикой сначала к нейропсихологу, потом за консультацией к неврологу или психиатру.
Если сейчас вам кажется, что это - мелочи, это не так. Больной теряет память, самостоятельность, зато приобретает трудный характер. Со временем это приведёт к тому, что его нельзя будет оставить одного. Следовательно, с ним придётся сидеть или нанимать сиделку, что не всегда возможно.
Часто родственники спрашивают, как долго лечить пациента, ведь у многих лечебных манипуляций есть понятие «курса». Например, курс массажа, курс физиопроцедур, курс приёма лекарств.
В данном случае ответ такой: медикаментозное лечение - пожизненно с момента постановки диагноза; интеллектуальный, социальный, трудовой тренинг - до тех пор, пока сохраняются хоть какие-то самостоятельные действия.
Чтобы не было деменции
Сегодня расскажу, что нужно делать, чтобы ваш мозг был в тонусе!
Для начала важно понимать: чтобы мозг тренировать, его нужно напрягать. Очень часто мы делаем что-то на автомате, не задумываясь. В эти моменты мозг отдыхает. Зачем ему напрягаться лишний раз, если все процессы налажены, все отрепетировано тысячами повторений?
«Разбудить» свой мозг можно только новой информацией, новыми задачами. Вот и думайте, что нового вы можете сделать для «прокачки» своего мозга.
Разгадывать кроссворды? Сразу скажу, что это - бесполезная трата вашего времени. Они не дают вам ничего. Если вам, конечно, нравится разгадывать, вы можете это делать, но не с позиции тренировки мозга, а с позиции получения удовольствия от процесса.
Учить стихи? Согласна, только если вы учите новые. Повторять старые - эффекта мало.
Читать книги? Эффективно в том случае, если вы запоминаете и потом пересказываете содержание кому-то, ну, хотя бы себе.
Смотреть новости, передачи, фильмы? Может принести пользу. Но если вы, как и в предыдущей рекомендации, пересказали их содержание. Если вы просто читаете, смотрите, слушаете, это еще не значит, что мозг в данный момент не дремлет.
Любите гулять? Прекрасно! После прогулки вспомните и прокрутите в голове все, что вы видели, на что обратили внимание. Кроме того, популярная рекомендация о том, что, гуляя или добираясь куда-то, нужно выбирать новые маршруты. Тогда мозг включается. Ему необходимо контролировать все происходящее.
Любите готовить? Готовьте новые блюда, покупайте новые продукты, ищите их расположение на полках в магазине, запоминайте рецепты. Смотрите, какая несложная рекомендация, а сколько процессов в нее включено! Кроме того, вы попробуете не привычное вам блюдо, это тоже будет новым впечатлением для вашего мозга.
Спорт? Да и ещё раз да! Особенно, если каждый раз вы делаете разные упражнения и комбинации движений. Подойдут и занятия танцами. Но избегайте активный движений, где есть риск получить удар в голову. К примеру, осторожнее с позами йоги, чтобы не упасть и не удариться головой.
Вот видите, как просто включать лишний раз свой мозг, чтобы он не спал, а анализировал.
Елизавета Леонтьева