Кнут или пряник? Как спасти и сберечь водоёмы Свердловской области
В начале лета ни один водный объект на Среднем Урале не был признан Роспотребнадзором безопасным для купания. При этом регион из года в год занимает верхние строчки во всевозможных экологических антирейтингах. Эту проблему обсудили участники круглого стола в «АиФ»: «Сохранение и восстановление малых водоёмов в Свердловской области. Влияние изменения климата и антропогенных факторов».
Большой вопрос
Сегодня на территории Российской Федерации действует целый ряд проектов, призванных спасти водные ресурсы страны. Так, программа «Уникальные водоёмы России» была создана Всероссийским обществом охраны природы совместно с «АиФ» при поддержке Росатома, Норникеля и других партнёров.
«Проект реализуется уже третий год, – рассказал советник гендиректора АО «Аргументы и Факты» Николай Терещенко. – Его цель – оздоровление акваторий небольших водоёмов, рек, озёр, которые не вошли в крупные федеральные проекты. В 2022 году в 13 регионах прошли субботники по уборке берегов, в которых приняли участие активисты ВООП, сотрудники «АиФ», студенты вузов и местные жители. В 2023 году экологические акции продолжились, к реализации программы подключились учёные. Но главное, что нам удалось поднять интерес властей и общественности к данной проблеме».На состояние водоёмов влияют два основных фактора: изменения климата и человек. Какой из них воздействует сильнее – большой вопрос. В лесах Свердловской области есть озёра, антропогенная нагрузка на которые минимальна. Однако и они постепенно мелеют, зарастают травой, уходят из жизни…
«У нас действуют экологические программы по сохранению рек Исеть и Чусовая, – рассказал зампредседателя Свердловского областного отделения ВООП Александр Калинкин. – За последние пять лет по берегам водоёмов были высажены сотни тысяч саженцев и сеянцев. Они позволяют хотя бы немного компенсировать ущерб, который наносит человек, вырубая в бассейнах этих рек лесные насаждения. Сплошные санитарные рубки приводят к крайне негативным последствиям. Среднегодовой уровень воды в реках падает. Весной у нас затапливает населённые пункты, а в конце августа по Чусовой невозможно сплавляться, все несут катамараны на себе. Кроме того, снижение уровня поверхностных вод приводит к лесным пожарам.
Мы ведём мониторинг основных загрязнителей рек, данные передаём в Министерство природных ресурсов и экологии региона, а также в природоохранную прокуратуру, по ряду объектов были совместные мероприятия. Исследования показали, что водоёмы загрязняют не только промышленные предприятия, но и сами местные жители».
Каркас мегаполиса
Екатеринбург в экологическом плане далеко не самый проблемный город Свердловской области. Однако вопрос сохранения водоёмов у местных властей на особом контроле.
«На территории столицы Урала расположено 118 водных объектов, – отметил председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга Игорь Русинов. – Главная наша артерия – это, несомненно, река Исеть, на ней держится весь водно-зелёный каркас мегаполиса. Жемчужиной города называют озеро Шарташ. Более 95% сточных вод проходят соответствующую очистку. Мы стремимся, чтобы это было 100%, хотя периодически фиксируем несанкционированные «врезки» (сливы в канализацию). В этой части по выявлению и пресечению незаконных сбросов в водные объекты мы взаимодействуем с Минприроды и Росприроднадзором региона. У нас разработан проект «Вода для жизни», который реализуется в рамках стратегического плана развития уральской столицы до 2030 года. В городе регулярно проводится очистка и санитарная обработка защитных полос водоёмов. Кроме того, ежегодно ведётся уборка акваторий от наплавного мусора».
Ряд экспертов не сомневаются, что обмеление водоёмов – процесс неизбежный, причём главный его виновник – человек.
«Пока мы будем качать нефть, выстраивать инфраструктуру городов, уровень воды у нас неизбежно будет снижаться, – сказал руководитель комитета Уральской ТПП по экономике замкнутого цикла и экологии Сергей Литвиненко. – Поток нефтесодержащих отходов огромен, предприятия не стремятся к тому, чтобы снизить использование воды, хотя на сегодняшний день это возможно. Думаю, наша исполнительная власть должна более радикально подходить к вопросу сохранения водных ресурсов. Если есть правила – их нужно соблюдать. Например, у нас в регионе запущен проект «Бизнес без отходов», где мы серьёзно прорабатываем вопрос о снижении антропогенного воздействия на окружающую среду».
Два вида мотивации
Возникает вопрос: как заставить крупные предприятия, малый и средний бизнес соблюдать правила игры?
«На самом деле, существует два вида мотивации: кнут и пряник, – считает экономист Виталий Калугин. – Антропогенная нагрузка на водоёмы от предприятий гораздо сильнее, чем от выброшенной пластиковой бутылки. В этом случае ситуацию может исправить только кнут. Если завод кубометрами сливает отходы производства, нужно на порядок увеличивать «ценник» за загрязнение природы. Что касается пряника: отдайте водный объект частному бизнесу, он без всяких бюджетных трат приведёт вам его в порядок, но дайте ему возможность на этом зарабатывать. Организовать платную рыбалку, коммерческий пляж и так далее. Денег в стране на обустройство малых водоёмов не будет никогда, вся надежда – на частный интерес».
Виталий Калугин также полагает, что данное направление хромает из-за излишней зарегулированности: «Природа, климат, озёра в Финляндии и в Карелии – одни и те же. Но в Финляндии рекреационный бизнес процветает, а у нас почему-то не очень. Может быть, всё дело в административных барьерах?»
Нужна поддержка
На территории Свердловской области действуют десятки экологических волонтёрских сообществ, которые в том числе занимаются спасением водоёмов. Проблема в том, что деятельность общественников не всегда вызывает понимание и отклик у местных властей, особенно на начальном этапе.
«Мы начали работать пару лет назад, а в 2023 году провели на нашем Шиловском пруду в городе Берёзовском более 20 субботников, – рассказала руководитель волонтёрской организации «Шиловский патруль» Дарья Прибыткова. – С тех пор он стал значительно чище. Но пруд мелеет, и не только потому, что сейчас стоит засушливая погода. Есть такой фактор, как незаконная добыча воды для полива, которая в огромных объёмах выкачивается насосами для окрестных полей. Мы писали во все инстанции, предлагали пробурить промышленную скважину, но нас никто не слушает. Болота, питающие пруд, также мелеют, родники высыхают, потому что там всё перекопано карьерами, где незаконно добывают камень. Мы ловили их фуры, возвращали обратно, но экскаватор продолжает работать. А ещё я стала ненавидеть рыбаков, хотя сама люблю рыбачить: после них всегда остаются горы мусора!»
По словам Дарьи, множество общественных организаций «сдуваются» на старте, потому что их не поддерживает местная администрация: «Сегодня всё по-другому, но первый год чиновники нас практически не замечали. Над нами просто смеялись! Я являюсь сертифицированным эконаставником, провожу экологические уроки для детей, но сколько трудов мне стоило, чтобы попасть в школу! Когда всё только создаётся, когда у людей есть желание, силы и возможность работать, им надо помогать. Ведь мы действительно заинтересованы в том, чтобы сохранить экологию места, в котором живём».
Всё только начинается
Участники круглого стола в «АиФ» приняли решение, что для более эффективной деятельности по сохранению водоёмов необходимо создать рабочую группу, в которую, помимо властей и общественников, войдут представители науки.
Зампредседателя Свердловского отделения Российского экологического общества Антон Черноголов предложил составить реестр водных объектов Екатеринбурга и Свердловской области, включив туда не только Исеть и Шарташ, но и ряд «неофициальных» локаций, имеющих рекреационную ценность: «Тогда мы будем более предметно действовать по каждому конкретному водоёму. Где-то проведём исследование, где-то – субботник, а где-то будем искать средства на аэрацию».
«Понижение уровня грунтовых и поверхностных вод – проблема общемировая, но Россия с её богатыми природными ресурсами обладает в этом плане большим преимуществом, - уверен Александр Калинкин. – У нас есть время и возможность сработать на опережение, пресечь негативные тенденции, совместно с государством и экспертами разработать какие-то долгосрочные программы, учитывающие изменения климата и антропогенный фактор. У общественников нет своего бюджета, но всегда есть возможность заручиться поддержкой властей и бизнеса. Кто-то захочет улучшить свой экологический имидж, кто-то – сделать для своего региона что-то полезное. Уверен, что вопрос спасения водных ресурсов России не оставит равнодушным никого».