Слуховые подвижники. Можно ли научить слышать?
В преддверии Международного дня инвалидов, который отмечается 3 декабря, нас заинтересовала проблема социализации детей с нарушениями слуха и речи, которая имеет массу трудностей.
В Екатеринбурге уже на протяжении 13 лет работает школа развития речи и слуха для детей «Гармония звуков». В ней трудятся 15 специалистов: сурдопедагоги, логопеды, дефектологи, нейропсихологи. За все время существования, несмотря на частный статус, через школу прошла не одна сотня детей с проблемами речи и слуха.
Мы встретились с председателем региональной общественной организации по реабилитации детей с ограниченными возможностями «Гармония звуков» Еленой Рыжовой и обсудили, как работает школа все эти годы, делая очень важное, социально значимое и благородное дело.
- Елена Евгеньевна, ваша школа работает по методике советского ученого-педагога Эмилии Леонгард. Какие принципы она взяла от нее?
- Действительно, мы работаем по методике Эмилии Леонгард. Мне повезло лично познакомиться с Эмилией Ивановной, когда она приезжала в школу для глухих детей. В основе методики Э. Леонгард лежит принцип: научить ребенка анализировать звуки, слышать и формировать речь, так как глухой ребенок не способен говорить. Кроме этого, ключевым фактором является активное участие родителей, ведь чтобы ребенок хотел говорить, он должен стать соучастником какого-то общего дела, значимого и для него, и для взрослого. Необходимо укреплять уверенность ребенка в своих силах, давать возможность не молчать, а говорить.
- Как можно попасть в вашу школу? И только ли она для детей?
- О школе передают информацию, что называется, из уст в уста. Поэтому, как правило, родители приходят со своими детками уже по рекомендации от тех семей, которые занимались у нас. У нас есть собственный сайт, группа «ВКонтакте», через них тоже выходят на нас. Наши двери открыты для всех нуждающихся в помощи. У нас нет возрастных рамок. Например, есть молодой человек, которому 21 год, и он все еще занимается у нас. Приходила женщина в 51 год, ей сделали кохлеарную имплантацию, после чего мы, по сути, научили ее заново слышать. Есть родители, которые переехали в Екатеринбург из Перми, Богдановича, потому что понимают, что с их детьми надо постоянно заниматься в школе, это - не разовая акция, а полноценный труд.
- Какая главная цель стоит перед школой?
- Главная цель - реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализация, чтобы они выходили здоровыми и полноценными членами общества, способными работать, приносить пользу, а не сидеть на иждивении у государства. Не так давно мы выпустили девочку, которая поступила в Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова. И 9 классов школы она окончила практически с одними пятерками в аттестате. Дети с особенностями - трудоголики, они привыкли много заниматься. Брать информацию из окружающего мира ребенка тоже надо научить, он должен ставить перед собой вопросы: а что я хочу, что я могу, что я буду делать? Поэтому дети, которые много чем заняты, в жизни большего добиваются.
- Какова роль родителей в процессе оказания помощи ребенку с особенностями слуха и речи?
- С ребенком необходимо заниматься постоянно, чтобы он регулярно слышал и отличал друг от друга разные звуки. Мы с первых занятий формируем у ребенка «лепет» или обратную реакцию, потому что маленькие дети, когда слышат голос мамы или папы, начинают «гулить». «Гуление» - это формирование речевого аппарата, в этот момент ребенок готовит себя к тому, что в дальнейшем он начнет разговаривать. Если «гуление» не происходит, то это - уже сигнал к тому, что у него не все в порядке. Затем наступает этап сокращенных и звукоподражательных слов, и так - до полных слов. По сути, мы учим родителей детей, которые попадают к нам, проходить с ним все эти этапы совместно. Постепенно самим детям становится интересно у нас заниматься, они с радостью приходят в нашу школу, обнимают педагогов, любят их, потому что понимают, что через этих людей им открывается другой мир. Те дети, которые интенсивно занимаются у нас, как правило, успешно учатся и в школах. За все время работы у нас только три ребенка были определены в спецшколу, остальные учились в массовых школах.
- С какими учреждениями вы взаимодействуете?
-Есть мастерская слуха под руководством Нелли Николаевны Устиновой, с которой выстроен тесный контакт. Мастерская проводит медицинское обследование ребенка, чтобы определить степень тугоухости. Это очень важно, ведь если до нас неправильно определили степень тугоухости, то и слуховые аппараты для детей подобраны неправильно, ошибочна их настройка, которая не помогает ребенку. Поэтому тесный контакт сурдопедагога с медицинским работником очень важен.
- Помогают ли вам как-то государственные органы власти?
- У нас все услуги платные, потому что государство нас никак не поддерживает. Наверное, если бы была какая-то поддержка на государственном уровне, стало бы проще помогать семьям с глухими детьми. Выживать нам трудно. Для понимания глубины проблем в сфере интеграции глухих и слабослышащих в общество слышащих скажу, что не мы - одни такие со своими проблемами: на весь Екатеринбург работает всего один бесплатный детский сад, в котором просто присматривают за глухими детьми. Там никто не задастся вопросом, почему ваши дети молчат? Глухие родители просто приводят своих детей в садик, которые так и остаются глухими, а значит, не подготовленными для полноценной жизни.
- Иными словами, вся помощь лежит на плечах меценатов?
- Мы обращаемся в фонды и подключаем родителей. Конечно, есть постоянные меценаты, которые помогают детям нашей школы. Например, один из них ежегодно полностью оплачивает весь цикл занятий для детских групп с нарушениями слуха и речи, так как чем чаще ребенок ходит на занятия к нам, тем лучше для него. Ребенка надо подготовить к занятиям, приучить его к готовности извлекать пользу и для себя, и для родителей, которые также получают от нас обязательные домашние задания, чтобы дома заниматься с детьми.
- По вашему мнению, что родителям, в том числе - глухим, нужно сделать, чтобы помощь была более эффективной?
- Постоянно заниматься с детьми, чтобы он находился в обществе говорящих. Приведу пример. Глухие родители к нам приводили своих глухих детей и хотели, чтобы они научились говорить. Но возникли проблемы. Пока такой ребенок находится у нас - это одна история, а когда он оказывается дома, то ему уже никто не помогает, не занимается с ним регулярно, он находится в не благоприятной для его социализации среде. В этой ситуации мы предлагаем сделать ребенку слухопротезирование, а после этого отправить его в обычный детский сад. Но не все глухие родители согласны пойти на это. Противятся, считают, что из их детей сделают каких-то роботов. Этот случай не единичен. Чтобы разбираться с такими непростыми историями, нужны кадры, которым надо платить достойную заработную плату. Но это - отдельная тема. Очень трудно находить таких «звездочек», специалистов, подвижников, готовых приносить пользу обществу, помогать детям, а не только зарабатывать деньги.
От автора: мы еще долго продолжали беседу о работе и проблемах школы развития речи и слуха с надеждой на то, что все трудности будут обходить ее стороной. Ее подвижничество будет замечено в высоких кабинетах власти, и необходимая помощь станет регулярной.