Изменения происходят в сознании, а не только в окружающей среде

Изменения происходят в сознании, а не только в окружающей среде

Газета «Пенсионер» уже рассказывала о том, что с 7 по 10 сентября в Екатеринбурге будет проходить первый Всемирный конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья.

Это действительно уникальное событие, ведь никогда ранее в мире не собирались вместе люди, для которых каждый новый день – это преодоление: жизненных невзгод, физических недугов, порой возникающей собственной душевной слабости, но главное – сочувственно-снисходительного отношения окружающих.

Их возможности поистине безграничны. Подумайте, сам факт того, что на далекий Средний Урал собираются из разных уголков мира люди, для многих из которых даже выход из четырех стен своего жилья – сродни подвигу, доказывает: их сила духа покорит любые вершины! Это вызывает уважение у всех без исключения.

В последние годы в общественном сознании происходит важный перелом: инвалидов перестают воспринимать как некую обузу для общества; жалость уступает местно уважению; идет общение на равных. Об этом мы беседуем с В.В. Погудиным – депутатом Законодательного собрания Свердловской области, руководителем комитета по социальной политике, который также курирует в нашей области реализацию партийного проекта единороссов – «Единая страна - доступная среда».

- Вячеслав Викторович, давайте честно признаемся – еще лет пять назад о таком конгрессе и речи быть не могло. Ведь инвалид, по бытовавшему мнению многих, - это человек, который должен смирно сидеть дома, пить лекарства и не грузить своими проблемами занятых должностных людей. Когда же начался перелом в сознании российского общества по отношению к людям с ограниченными возможностями?

- Помню, в середине 1990-х годов я в составе делегации работников социальной сферы Свердловской области был с дружеским визитом в США. Мне как врачу коллеги по поездке задавали вопрос: почему на улицах американских городов так много инвалидов? Неужели это такая нездоровая нация? А ответ лежал на поверхности: да просто потому, что американские инвалиды находятся в гуще жизни – в метро, кафе, на стадионе, на концерте… Для них были созданы условия, которые сейчас принято называть «доступной средой». В России в то время инвалиды были фактически заперты в четырех стенах. Создание условий для полноценной жизни всех без исключения членов общества, независимо от состояния здоровья, - это важнейшая социальная проблема. Поэтому соответствующая федеральная программа, принятая в последние годы, созданные на ее основе региональные программы и направлены на преодоление неравенства возможностей здоровых людей и тех, у кого есть ограничения по здоровью. Выделяются немалые средства, есть конкретные специалисты, которые отвечают за разные направления программы. Но я не раз убеждался – не деньги решают все… Можно бездарно потратить огромные суммы. Нужна четкая координация действий все участников.

В нашей области роль ведущего координатора выполняет минсоцполитики. В тесной связи с ним действуют другие министерства – здравоохранения, ЖКХ, культуры и так далее. Совместные усилия и приносят ощутимые плоды.

- Но самые благие намерения представителей власти не могут в полной мере охватить все потребности людей с ограниченными возможностями. Есть ли в составе рабочей группы представители самих инвалидов?

- Конечно, в составе нашего «боевого десанта» почти половина – это члены общественных организаций инвалидов, активисты, которые по собственному опыту знают, что и как нужно делать. Анатолий Холодилин, Ольга Небесная, Сергей Зашихин – эти и другие имена прекрасно известны жителям области. Это колясочники, которые на практике могут проверить, насколько комфортными оказываются те нововведения, которые и создают доступную среду. Заседания нашей группы редко проходят в кабинете. Чаще мы выезжаем для проведения общественной экспертизы в разные районы Екатеринбурга и области.

К примеру, мы побывали в екатеринбургском микрорайоне «Академический», где изначально все дома и объекты социальной сферы строились с учетом потребностей инвалидов. Не можем же мы до бесконечности пристраивать пандусы к зданиям, возведенным 40-50 лет назад. Побывали в гостях у молодых супругов, оба – колясочники. Нам показали, что в доме, в квартире все на самом деле выполнено с учетом возможностей инвалидов: нет высоких порогов, удобный просторный лифт, продуманный въезд в подъезд и так далее.

Но видели мы и другие примеры: в одном из районов Екатеринбурга, в офисе многофункционального центра, казалось бы, все предусмотрено для удобства маломобильных граждан, и руководитель центра убежден, что у него все – в полном порядке с доступностью. Оказалось, не все. В составе рабочей группы была девушка-колясочница, она решила провести эксперимент: проделать путь от автобусной остановки до окошка специалиста МФЦ. И попросила ей ни в чем не помогать. Она проделала этот оказавшийся очень долгим путь: пандус обустроен совершенно неправильно; поручни, за которые она могла бы ухватиться, отстоят от пандуса чуть ли не на метр, ей пришлось фактически совершить прыжок на инвалидной коляске, чтобы дотянуться до них; входные двери смонтированы так, что при открытии перекрывают сам пандус, инвалида может просто снести дверью человек, выходящий из офиса….

- То есть нужны, прежде всего, не сами реконструкции, модернизации и нововведения в обустройстве, а взгляд на ситуацию глазами инвалида, возможность прочувствовать на себе удобство проводимых изменений? Ведь руководитель офиса, о котором идет речь, казалось бы, сделал все, что от него требовалось, а доступной среды не вышло…

- Даже большие денежные ресурсы могут оказаться вложенными бесполезно, если нет четкого понимания, для кого и с какой целью они расходуются. Поэтому мы постоянно проводим встречи со всеми, кто так или иначе задействован в процессе создания доступной среды. Например, при участии нашего «спецназа» активистов общественных объединений инвалидов мы встречались с преподавателями Уральской архитектурно-художественной академии. Поначалу в их глазах читалось некоторое недоумение: мол, мы учим студентов в полном соответствии с утвержденной программой, все же нормально! Увы, в образовательной программе, и это – не упрек нашим замечательным педагогам-архитекторам, очень небольшое число учебных часов отведено именно на создание доступной среды. Что можно вложить в создание студента за 4 часа? Здесь нужно полное погружение в проблему, осознание ее важности. И речь идет даже не столько о магазинах, дворцах культуры и прочих объектах социальной сферы. Главная проблема – обустройство жилья! Если у инвалида не будет возможности выйти из собственной квартиры, что стоят все эти комфортные условия в офисах, больницах, центрах по оказанию всевозможных услуг? Хоть как их создавай, по сути, это будет иллюзия заботы. Нужно проводить паспортизацию жилья, где проживают люди с ограниченными возможностями здоровья, продумывать, какие изменения нужно в него вносить. И радует, что преподаватели УрГАХА с нами согласились, ведь этот вуз – не только кузница будущих архитектурных кадров, но и база для переподготовки уже работающих специалистов. Значит, им тоже наставники смогут донести важность этой работы. Итогом той встречи стало обращение от имени Заксобрания Свердловской области в федеральное Министерство образования с просьбой пересмотреть образовательный стандарт подготовки будущих архитекторов в части создания универсального дизайна и доступной среды. Это путь – не на один десяток лет, давайте реально смотреть на вещи. Сделать нужно много, в разных сферах жизни. Взять, к примеру, ту же доступность обслуживания на городском общественном транспорте, в электропоездах, на железнодорожных платформах… Нужен колоссальный сдвиг в сознании представителей самых разных сфер жизни. И замечательно, что он уже происходит!

- Наверняка предстоящий Всемирный конгресс поможет не только специалистам, но и обычным гражданам по-новому взглянуть и на потребности, и главное – на возможности инвалидов!

Беседовала Наталья Березнякова

12:05
1014
Загрузка...