Реабилитация после инсульта – это упорный, каждодневный труд
Мы не однажды рассказывали читателям «Пенсионера» о современных методах неотложной помощи больным с инсультами. Судя по письмам в газету, многих интересует также тема восстановления после перенесенных инсультов, профилактики рецидивов заболевания.
Об этом мы беседуем с врачом-неврологом Е.А. Пинчук, кандидатом медицинских наук, главным специалистом по медицинской реабилитации министерства здравоохранения Свердловской области, заместителем главврача Уральского центра реанимационной нейрореабилитации, известного еще как Клинический институт мозга.
- Елена Анатольевна, во время недавнего визита в нашу область главный реабилитолог Минздрава РФ Г.Е. Иванова заметила, что система неотложной помощи при инсультах в стране налажена, врачи научились выводить пациентов из острого состояния. А вот система дальнейшего восстановления жизненных функций нуждается в развитии. Что представляет собой схема реабилитации людей, недавно перенесших инсульт, действующая в Свердловской области?
- Система медицинской реабилитации начала активно развиваться в нашем регионе с 2013 года. Свердловская область стала пилотной территорией, где развивается трехэтапная схема реабилитации: пациент с инсультом проходит лечение в специализированном первичном сосудистом отделении, где ему оказывают неотложную диагностику и экстренную помощь; там же с ним начинает работать реабилитационная бригада, в состав которой входят врачи и инструкторы ЛФК, логопед, клинический психолог либо эрго-терапевт.
Задача инструкторов ЛФК понятна – максимально быстро мобилизовать пациента для двигательной активности; цель логопеда – выявить возможные нарушения функции глотания и подобрать специальные диеты, которые позволят больному в полном объеме получать пищу и воду. И, конечно, логопед должен установить контакт с пациентом. Далее подключаются психологи, они выясняют, какие нарушения памяти, внимания, поведения возникли, чтобы выстроить тактику восстановительной работы. Новые специалисты, которых я уже упомянула, - эрго-терапевты, их задача - социализировать пациента, научить его утраченным бытовым навыкам – как держать ложку, умываться, чистить зубы и так далее.
Все, что я перечислила, - это первый этап реабилитации. После выписки из первичного отделения больного направляют в отделение медицинской реабилитации, на территории нашей области действует 11. Там человек находится на круглосуточном режиме, задача – закрепить уже достигнутые успехи в лечении и развить восстановительный процесс дальше. Когда пациент достигает определенного этапа восстановления – к примеру, уже может самостоятельно перемещаться с тросточкой, с помощью ходунков, его направляют на третий этап: либо в загородные санаторно-курортные учреждения – «Руш», «Липовка», «Озеро Чусовское» и другие, либо в дневные стационары.
- Другими словами, родственникам или коллегам человека, у которого случился инсульт, не нужно хлопотать, добиваться неотложной помощи, места в сосудистом отделении больницы. Достаточно лишь вызвать «скорую помощь», а дальше процесс отлажен?
- Это так, все необходимое сделают врачи и другие специалисты, задействованные в системе реабилитации. Но родственники должны четко понимать: у пациента могут быть противопоказания к предложенному методу лечения, все это четко прописано, и как бы ни хотелось отправить родного человека на медицинскую реабилитацию, но при наличии противопоказаний ему не по силам будут активные физические восстановительные мероприятия.
Родственники должны осознавать, что пациенты, которые пару недель назад перенесли тяжелейшую инвалидизирующую проблему, в реабилитационных отделениях не лежат, а занимаются по 5-6 часов в день. Не всегда и не каждый больной это выдержит. Самое распространенное противопоказание – тяжелая сердечная недостаточность. Серьезные физические нагрузки могут спровоцировать утяжеление состояния пациента, вплоть до инфаркта, отека легких и так далее.
- «Пилотная» схема, действующая в нашей области, зарекомендовала себя успешно?
- Да, результаты оказались настолько значимыми, что сейчас практика, освоенная в Свердловской области, активно внедряется в других регионах России. К примеру, в УрФО все территории используют тот или иной вариант нашей схемы реабилитации. Сейчас развивается следующий этап: налаживание взаимодействия медицинской и социальной реабилитации. Это «пилот» нынешнего, 2017 года. Социальные службы Свердловской области активно подхватили работу. Пациент, который прошел три этапа медицинского восстановления, еще не имеет группу инвалидности и связанных с нею льгот на лекарственное обеспечение, технические средства реабилитации. Процесс оформления необходимых документов более длительный, а помощь человеку нужна сейчас. Социальные службы готовы взять на себя эту функцию.
- А если человек, уже пройдя все предусмотренные восстановительные процедуры, спустя год после инсульта вновь захочет побывать в центре реабилитации, - у него такая возможность есть?
- К сожалению, пока это не предусмотрено. Наша задача – прежде всего, помощь людям в остром периоде заболевания. Но, как я уже сказала, к процессу подключаются социальные службы, которые проводят социальную реабилитацию. Те, кто побывал в Свердловском областном центре реабилитации инвалидов, смог убедиться, что услуги, которые там оказывают, оборудование, которые там используется, - ничуть не хуже, в любом медицинском восстановительном центре.
- Недавно я разговаривала с женщиной, которая рассказала о своем отце. Он перенес инсульт пять лет назад. Социализировался, научился обслуживать себя самостоятельно, родные ему тоже помогают. Дважды в год проводят ему поддерживающую сосудистую медикаментозную терапию. Но мышцы все равно атрофируются. Есть ли какие-то альтернативные способы поддержать таких больных? Может быть, иглоукалывание, лечение пиявками, что-то другое? Об этом же спрашивают и наши читатели.
- Нужно четко понимать, что реабилитация – это немедикаментозное воздействие. Многие наши пациенты, попадая в институт мозга, уверены, что им здесь будут так же, как в больнице, ставить капельницы, уколы… И многие, к сожалению, не готовы к тому, что им предстоит напряженно трудиться! Здесь они работают!
К сожалению, в процессе реабилитации нет волшебной таблетки, которая поможет разом решить все возникшие после болезни проблемы. Такого чуда пока не существует. И если пациент не работает над собой ежедневно, не проводит курс назначенных упражнений, никакие многократные курсы капельниц ему не помогут. Не массаж, не иглы, не пчелы, не пиявки, а только комплекс упражнений, разработанный под конкретного пациента, плюс какие-то физиотерапевтические процедуры.
Может, это занятия с логопедом или психологом и так далее. Сейчас и в интернете есть немало эффективных методик, наши пациенты, в том числе и пожилого возраста, активно ими пользуются, смотрят видео-уроки, занимаются самостоятельно. Кроме этого, в нашей клинике есть программа сопровождения, основанная на телеконсультировании: пациент может связаться с нами по скайпу и получить рекомендации по дальнейшим занятиям. Такие консультации доступны всем, у кого есть выход в Интернет. Но, повторю, в основе всего процесса восстановления лежит упорный труд самого пациента!
- Врачи констатируют: инсульт «молодеет». Если раньше он случался у людей среднего и старшего возраста, то сейчас нередки случаи инсультов у 20-30-летних. Вы тоже наблюдаете эту печальную статистику?
- К сожалению, это действительно так. К нам привозят и подростков, и молодых людей. Но средний возраст пациентов, которые проходят реабилитацию в нашей клинике, - 55-65 лет. Большинство – мужчины. Долгое время система профилактики находилась в разрушенном состоянии, сейчас диспансеризация вновь позволяет выявить у людей проблемы со здоровьем, но привычка вовремя проходить медосмотры, к сожалению, у этого поколения утрачена. Хорошо, что среди людей более молодого возраста все больше появляется тех, кто следит за своим здоровьем. Они целенаправленно проходят профосмотры, чтобы не допустить возникновения серьезных заболеваний.
- Давайте поговорим о вторичной профилактике. Как пациентам, у которых уже случился инсульт, не допустить рецидива болезни?
- Вторичная профилактика – это не капельницы два раза в год! Пациенты должны это четко понимать. Это комплекс препаратов, назначенных как минимум на 5-летний прием. Это лекарства, которые удерживают артериальное давление в определенных рамках, которые лечат сердечную недостаточность, нарушение ритма, стенокардию. Обязательны препараты, которые влияют на свертываемость крови; предупреждают развитие атеросклероза. Человек должен постоянно следить за уровнем сахара в крови, уровнем артериального давления и другими параметрами своего организма.
Наиболее высокий риск повторного инсульта сохраняется в течение первого года. Далее он существенно снижается, но угроза есть в течение трех лет. И если пациент прожил без рецидива пять лет, то дальше вероятность инсульта у него такая же, как у любого другого, кто ни разу не сталкивался с этим заболеванием. Значит, самое важное в профилактике вторичного инсульта – неукоснительно соблюдать все рекомендации врачей, принимать все назначенные препараты.
У нас есть пациенты, которые просто поражают своим жизнелюбием, неустанной работой над собой. Хорошие результаты в восстановлении демонстрировал 91-летний пациент, нередки случаи успешного восстановления больных в возрасте 81-го, 83-х лет. То есть говорить, что в силу возраста ничего нельзя сделать, недопустимо! Все зависит от настроя пациента и его настойчивой работы.
Желаю читателям «Пенсионера» как можно дольше оставаться здоровыми, не забывать вовремя проходить медосмотры, не отказываться от диспансеризации. Как известно, любую болезнь, и такую грозную, как инсульт, легче предупредить, чем лечить. Будьте здоровы!
Наталья Березнякова