«Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться…»
Эти слова поэта Евгения Винокурова стали девизом Татьяны Савкиной из знаменитой тагильской династии учителей. Она дала российской школе преподавателей истории и географии, русского языка и литературы, физики и иностранных языков, трудового обучения и музыки, специалистов дошкольного образования, социальных педагогов.
Визитная карточка
- Татьяна Алексеевна, сегодня, как и в прошлые годы, для учебных заведений характерен «матриархат».…
- Это проблема. Образование остро нуждается в мужской логике, мужском взгляде на современные процессы.
…Это была своеобразная «визитная карточка» Савкиной - «Отличника народного образования». Почти сорок лет руководила она нижнетагильским педагогическим колледжем № 1 – призером престижных российских и международных выставок. Выйдя на пенсию, стала методистом.
- Есть профессии творческие, требующие вдохновения, а ваша?
- Более творческой профессии, чем наша, нет! К примеру, мой отец Алексей Павлович каждый физический закон облекал в поэтическую форму. За это его критиковали на педагогических советах, но ученики легко запоминали стихотворные фразы, физика становилась близкой и понятной.
Школьники любили ходить к нему на «проработку». Вместо традиционного разноса шел спокойный разговор о жизни, а затем отец спрашивал: вы все поняли? Он умел видеть в воспитанниках личность, многие из них тоже стали учителями.
– Какую отцовскую черту вы всегда хотели бы усвоить?
- Здравый ум и непрекращающийся интерес к жизни.
«Интеллигент по сути…»
Это строка из служебной характеристики Т. Савкиной. В официальном документе подобное встретил впервые. Интеллигентность Татьяны Алексеевны проявляется в неравнодушии ко всему, что окружает и отсутствии тщеславия.
– Что для вас счастье?
- Когда рядом близкие и понимающие люди. Это мне привито с детства. Помню отдельные эпизоды так, словно это было вчера: походы с участием всей семьи, домашнюю стенгазету, которая хранится до сих пор. В ней были не только поздравления, но и «пропесочка».
…Традиции педагогической династии сработали, когда она начала преподавать в небольшом поселке на Южном Урале. Став классным руководителем, увлекла детей походами. Вместе пели под гитару песни военных лет. Однажды она и на урок пришла с гитарой и под негромкий струнный перебор читала детям стихи Есенина.
– Не осуждали за «вольности», как в свое время отца?
– Студентам нравилось, а в коллективе отнеслись по-разному. Пришлось пригласить скептиков на свой урок. Успокоились.
– Известно ли педагогам, что о них думают ученики?
- Я не одобряю некорректные разговоры. «Вы разные, - говорю, - и мы тоже. Учителя принимают вас с разными, в том числе - и с психологическими особенностями, и вы должны воспринимать учителя здраво».
– Ваше наибольшее достижение в педагогическом колледже?
- Сохранение и развитие традиций, сложившихся в нем.
– Известна ваша ориентация на профессионализм, развитие индивидуальных особенностей педагогов. А каковы главные черты?
– Нужно постоянно быть собранным и мудрым. Уметь «держать лицо», даже если на душе кошки скребут. Обладать чувством юмора, безграничным терпением и артистизмом…
– Татьяна Алексеевна, вы - в числе признанных лидеров образования Свердловской области. Помню вашу статью о любимой профессии. Выведите формулу «Учитель XXI века».
- Мудрость народной педагогики плюс чувство современности!
Ян Хуторянский
Фото из семейного архива Т. А. Савкиной