«Найти бы могилку отца»
С той поры, когда рядовой Степан Дураков сгинул на войне, прошло 76 лет. В конце сентября 1941 года он был призван Невьянским райвоенкоматом в Красную Армию, в конце октября связь с ним оборвалась. Но точная дата, когда он погиб или попал в плен, неизвестна.
На малой родине остались ждать солдата жена и дочка. Сначала надеялись, что фронтовой треугольник потерялся в пути, что вот-вот придет от мужа и отца весточка. Потом думали, что ранен тяжело Степан Сергеевич, попал в беспамятстве в госпиталь или в плен, что вернется, когда поправится или из концлагеря освободят. Победа наступила, но уралец домой с войны так и не вернулся.
Дочь солдата, Мария Степановна Полозникова, проживающая в поселке Нейво-Рудянка, до сих пор мечтает найти следы отца. «Самой мне уже не под силу будет поехать куда-то, чтобы поклониться его праху, — признается она. – Но так хочется получить горстку земли с его могилки или хотя бы с того места, где он принял последний бой».
Увы, информации о Степане Сергеевиче Дуракове удалось найти мало. Првый год войны был самым страшным. Ожесточенные бои, хаос, неразбериха не способствовали делопроизводству. Командиры порой не успевали составлять сводки потерь, а если успевали, то бумаги нередко не доходили до штабов в тылу – терялись, пропадали в огне войны.
Все, что мне удалось найти,– это донесение послевоенного периода, хранящееся в Центральном архиве Министерства обороны РФ, которое мало что проясняет. Неизвестно даже, в каком подразделении и на каком фронде воевал Степан Сергеевич Дураков. Значится лишь, что связь с ним прекратилась 25 октября 1941 года. Если учесть, что линия фронта в ту пору протянулась от Балтики до Черного моря, то угадать, где сражался и сгинул уралец, к сожалению, невозможно.
Не дало результата и обращение «Пенсионера» в Российский Красный Крест (РКК). Оттуда сообщили, что в архивах центра розыска и информации РКК, архивах Международной службы розыска Германского Красного Креста, Немецкой службы оповещения родственников бывших военнослужащих вермахта сведений о судьбе рядового Степана Сергеевича Дуракова не обнаружено.
Казалось бы, ничего страшнее, чем получить похоронку, и быть не могло. Но неизвестность, оказывается, — куда страшнее. Если кто-нибудь слышал о солдате Степане Дуракове, о том, куда отправили воевать новобранцев, призванных 30 сентября 1941 года Невьянским РВК, — отзовитесь!
Татьяна Бурова