Почем «непрод» для народа?
В последнее время в СМИ активно обсуждают повышение цен на продукты. Пища является одной из основ человеческого существования. Физиологические потребности человека - жажда, голод, сон, дыхание - являются первичными потребностями, их удовлетворение должно быть первостепенным. Пока человек голоден, он не может заниматься удовлетворением прочих потребностей: социальных - общение, дружба, духовных - самореализация. Неудивительно поэтому, что повышению цен на продукты мы уделяем так много внимания.
За этой проблемой не столь заметной остается другая - повышение стоимости непродовольственных товаров. Согласно данным Банка России от декабря 2020 года, показатели цен в этой сфере в среднем увеличились на 3% с июля по декабрь. В первые месяцы 2021 года тенденция на повышение цен сохранилась.
Эта информация находится в общем доступе на сайте Банка России, но найти ее в СМИ можно нечасто. И складывается ощущение, что рост цен на непродовольственные товары и услуги не увеличился. Многие опрошенные неработающие пенсионеры отмечают, что с повышением пенсии в начале февраля и последующим ростом цен на продукты и коммунальные платежи повышение стоимости непродовольственных товаров в целом прошло незамеченным. Такой тип товаров приобретают нечасто: у многих есть запасы мыла, стирального порожка, туалетной бумаги и прочих аналогичных «расходных материалов». Первоочередными тратами для пенсионеров остаются еда и коммунальные платежи.
В администрации Ленинского района Екатеринбурга также отмечают, что никакой информации о повышении цен на непродовольственные товары у них нет. Мониторинг цен не входит в основную сферу их деятельности, с жалобами по этому поводу население не обращается. По данным, которыми располагает районная администрация, если скачки цен и происходят, то незначительные.
Повышение, однако, есть, и ощутимое. Водители видят растущие цены на бензин и расходные материалы для автомобилей. Повышение цен в одном сегменте затрагивает все прочие, в связи с чем можно вспомнить народную мудрость: если где-то прибыло, значит, где-то убудет. Убывает в основном в карманах населения: доходы не меняются, а тратить надо больше. От этого уменьшается спрос на товары и услуги, что вновь ведет к повышению цены. Выбраться из этого замкнутого круга пока не представляется возможным…