Старейший уральский родовед: «Я - неисправимый оптимист!»

Старейший уральский родовед: «Я - неисправимый оптимист!»

6 декабря 2025 года исполнилось 90 лет Эмилии Алексеевне Калистратовой - старейшему члену Уральского генеалогического общества и Уральского историко-родословного общества.

Ее судьба во многом схожа с судьбами сверстников: военное детство, учеба в вузе, преподавание в школе. Но есть и отличительная черта: несмотря на почтенный возраст, Эмилия Алексеевна ведет обширную исследовательскую работу, увлекает людей интереснейшей наукой об истории семьи и рода, щедро делится своими знаниями, бескорыстно консультирует всех желающих и восхищает коллег энергией, энтузиазмом, мудростью и жизнелюбием.

Конечно, газете «Пенсионер» захотелось узнать, в чем секрет такого активного творческого долголетия? Эмилия Алексеевна легко согласилась на интервью, и вот мы беседуем в ее небольшой квартире, где все стены от пола до потолка занимают стеллажи с книгами.

- Эмилия Алексеевна, что привело вас в генеалогическое общество? Почему родоведение стало вашей второй профессией?

- С детства мне всегда хотелось понять, почему я такая, больше узнать о своей семье, близких людях. Мой папа, командир летной эскадрильи, погиб в 1940-м году в «финскую» войну, когда мне было четыре с половиной года. Дедушка, мамин отец, погиб еще в Гражданскую. Но если про деда бабушка могла в общих чертах что-то рассказать, то про его семью она ничего не знала. Да и с семьей моего отца долго время не было никакой связи.

Во время войны мы жили в Шадринске Курганской области. Все школьные годы по дороге в музыкальную школу я ходила мимо старинного здания из красного фигурного кирпича. Почти весь его фасад занимали большие кованые двери, наглухо закрытые на амбарные замки. Эти двери манили меня своей таинственностью. Я знала, что в прошлом это была лавка богатого купца, а теперь там находится городской архив. Очень хотелось попасть туда, казалось, они скрывают какую-то тайну. Но что именно искать, я тогда еще не знала.

Много лет спустя, в начале 1990-х, я встретила однокурсницу Наталью Сергеевну Эйхе, которая рассказала, что в областном архиве можно послушать лекции о работе с архивными документами. Я вспомнила про свою детскую мечту, пришла послушать одну из лекций и втянулась.

В то время архивы открылись для широко доступа, и у многих возникло желание узнать о судьбах своих родных. Так появилось объединение любителей, увлеченных этой идеей. Постепенно любительское общество переросло в движение уральских родоведов. Сегодня в Екатеринбурге существуют Уральское генеалогическое общество и выросшее из него Уральское историко-родословное общество, которое стало заниматься именно архивными документами и корнями родов. Очень многие члены генеалогического общества являются членами историко-родословного, но в последнем числится больше 300 человек, в активе генеалогического - около 100 человек. Уральское генеалогическое общество занимается методологической и фактической помощью: наработанные нами архивы открыты, у нас есть большая библиотека - полторы тысячи наименований.

В 1990-е постоянного места у начинающих родоведов не было, чаще других нас привечал музей Якова Свердлова, сейчас - музей истории Екатеринбурга. Подобралась очень интересная команда. Сначала пришли потомки дворян, горных инженеров с готовыми родословными. Затем подтянулись потомки священников, репрессированных. Каждый приходил со своими семейными историями, документами, фотографиями, рассказами. Мы постоянно кого-нибудь заслушивали, попутно все вместе учились оформлять родословные. И на каждом заседании наш председатель Герман Михайлович Гассельблат говорил: «Пора наши наработки издавать, уже несколько банановых коробок накопилось». И я взялась разгребать эти «банановые коробки». А еще стала ежедневно посещать архив, изучала фонд Нижнесалдинского завода, откуда родом мои предки. Зато теперь могу передать своим внукам и правнукам родовое дерево семьи.

- Эмилия Алексеевна, в Уральском генеалогическим обществе мне рассказали, что за 30 с лишним лет вы внесли серьезной вклад в развитие краеведческой генеалогии: разработали алгоритм любительского генеалогического поиска, программы школ родословия для различных аудиторий по возрасту и подготовленности. На вашем счету - более 100 публикаций и методических пособий. Такие работы, как «Азбука родоведа», «Как найти корни своего рода», «Связующая нить времени», «Изучаем историю своего рода» переиздаются практически ежегодно. Получается, вы с нуля осваивали совершенно новое направление?

- Я постоянно осваивала что-то новое для себя, каждая работа давала новый виток. Когда я пришла в генеалогическое общество, у меня было 46 лет педагогического стажа. Большой опыт технического и литературного редактирования получила в информационно-редакторском отделе НИИ «Уралэлетротяжмаш», где работала 7 лет. Ко мне, гуманитарию, приходили авторы со статьями по высоковольтному аппаратному строению… Чтобы лучше ориентироваться в технических терминах, завела для себя специальную картотеку, в которой записывала подробные объяснения. Я освоила экономические методы исследования, знаю, чем отличается воздушный выключатель от масляного. Своя специфика была и во время работы методистом подготовительных курсов в вузе и техникуме. Так что весь накопленный опыт пошёл в дело…

- С 1995 года вы являетесь бессменным редактором сборника Уральского генеалогического общества «Сплетались времена, сплетались страны». А когда вы освоили компьютер?

- Очень давно. Ещё в университете я научилась печатать на пишущей машинке. И, работая в школе, сама печатала весь раздаточный материал для уроков. Когда появились первые компьютеры, зять предложил: «Мама, а давай мы тебе компьютер купим. Это - тоже пишущая машинка, только удобнее». Сс тех пор я с компьютером не расстаюсь.

- Интернетом тоже пользуетесь?

- Конечно. Утром обязательно проверяю электронную почту, потом делаю это 2-3 раза в день, чтобы не задерживаться с ответами, сразу реагировать. Я зарегистрирована и в «Одноклассниках», и «ВКонтакте», и на всевозможных родоведческих сайтах.

- Как проходит ваш обычный день?

- Режим у меня плавающий, в зависимости от того, сплю или не сплю ночью. Бывает, что просыпаюсь очень рано, в 5 часов, встаю, зарядку делаю, завтракаю. А могу лечь в 7 часов утра и спать до 12. Часто звонят люди, чтобы записаться на личную консультацию. Чтобы не было суеты и толкучки, чётко отслеживаю такие визиты по времени. Иногда посетители бывают каждый день, иногда - раз в неделю. После этих визитов уже начинается работа за компьютером, по 5-6 часов каждый день. Если не спится, то и всю ночь работаю. Конечно, мой врач очень меня за это ругает…

- С какими вопросами люди приходят к вам на консультацию?

- Как правило, просят помощи по генеалогическому поиску. Бывает, что часто начинающие родоведы сами не знают, чего хотят. Конечно, как эксперт я предлагаю свою модель, они соглашаются. И всё же я - сторонница того, чтобы человек работал сам. Тогда он поймет, чего он хочет, и материал, который он собирает, станет его родным. А вот тексты, написанные искусственным интеллектом, мне не нравятся. На мой взгляд, они хоть и гладкие, но слишком общие, совершенно не конкретные.

- Уже 25 лет вы являетесь членом жюри Уральского форума-конкурса школьников «Каменный пояс. Уральский характер». Насколько важна поисковая родоведческая работа для школьников?

- Помню работу одной старшеклассницы, у которой по одной ветви в роду - немцы, по другой - русские. И когда она это выяснила, то поняла, почему любит порядок, дисциплину. То есть человек обрел свою идентичность, А значит лозунг: «Кто мы? Откуда мы?» весьма актуален. Самоидентификация, особенно для молодых людей, которые не знают, к чему прислониться, где искать опоры, очень важна. В одной из своих работ я писала, что если у человека возникает желание знать о своих бабушках и дедушках, это - требование рода, родовая миссия.

- Что дает вам силы, энергию, неугасающий интерес к жизни?

- Я - неисправимый оптимист! И сейчас понимаю: все, что в жизни происходит, так и должно быть. Даже когда встречается какой-то негатив, и ты в штыки это воспринимаешь, потому что это кажется несправедливым, проходит «энное» время, и ты понимаешь, что это - не случайно. В этом есть тайный смысл. Только очень жаль, что иногда понимание приходит поздно. Поэтому сейчас, если что-то где-то не строится, я отношусь к происходящему философски. Значит, так надо. Если кто-то уходит, значит, так и должно быть. Не просто так люди приходят к тебе. Это все - уроки большой длинной жизни, уроки счастья. Поэтому я так и живу!

Елена Зинковская

Фото из архива Э. Калистратовой

12:25
89
Загрузка...