Главный портал пенсионеров

Виртуальное путешествие по Праге

Так как в первый свой день в Праге мы вымотанные полутора суточным бодрствованием и двенадцатичасовым перелётом смогли лишь поужинать у Губерта, про которого я вычитал в интернете, то второй день это, по сути, первый. И так начнём.

<p "="">Наш спальный райончик на улице Склонена. Райончик тихий, транспорт ходит отменно, максимальная задержка 2 минуты, а воздух совсем не городской. В общем, за то время пока я в Екатеринбурге добираюсь до работы в центре города, в Праге я могу проехать почти весь город. Поесть в ближайшей от нас округе можно аж в шести местах, но мы поели только у Губерта. Остальные заведения опробовать не удалось. Там метро, в котором предусмотрены места для крепления колясок инвалидов, с кнопочкой выхода.

Очень понравились трамваи. Из общественного транспорта лишь они ходят по историческому центру. Ни автобусов, маршруток, ни тем более грузовиков и фур в центре днём просто нет. Поэтому в Праге дышится легко, почти как в наших деревнях. Есть ещё одна причина, но об этом позже. А есть и такие трамваи, до боли знакомые. Но, ни в трамваях, ни в метро, ни в автобусах нет липких и грязных поручней и при выходе из общественного транспорта, не хочется тут же вымыть руки.

<p "="">Мы начали свой день с Малой Страны, ставшей Прагой в 1257 году.

Поражённые остановились мы на площади перед храмом Святого Микулаша (Св. Николая). Делал его сам Игнац Деценхофер. Он для Праги, значит почти тоже, что Растрелли для Санкт Петербурга. Начало замечательного собора, который мы видим сегодня, относит нас к 1283 году, когда храм возник как приходская церковь освящённая в честь Святого Николая. Со сменой власти в 17-м веке, для Малой Страны и ее зданий началась эпоха барокко. В 1702 году Кршиштоф Дентценхофер начал разработку проекта новой жемчужины пражского барокко. После его смерти, его сын, знаменитый Килиан Игнац Дентценхофер, закончил работу и спроектировал уникальный свод и гармоничный, но и прочный купол, который позднее стал одним из главных ориентиров Праги. Впоследствии к Собору были достроены два новых крыла, Часовня Святой Барбары слева от входа и Часовня Св. Анны справа. Все строение было увенчано в 1752 году колокольней 80 метров высотой, перестроенной Ансельмо Лураго. И зеленоватый купол, и колокольня стали теперь символами Праги и наиболее узнаваемыми силуэтами Малой Страны.Концерты проводятся здесь круглый год, да и кто устоит перед искушением послушать орган, на котором играл сам Вольфганг Амадей Моцарт, когда он жил в Праге. И далее вверх по Малой Стране, поднимаясь мимо Пражского Града вверх к Петершинскому холму, который и был первой целью нашего путешествия. Мы шли по ней мимо сохранившихся готических домиков с позднебарочными фасадами, и было полное ощущение попадания в сказку братьев Гримм. Вот такая она Прага, заповедник барочной архитектуры и музей самой разной архитектуры в одном лице. Ещё немного истории.Как я уже говорил в 1257 году Пршемысл Отакар II (1253-1278) основалМалый город пражский (Мала Страна) ставший третьим городом Пражским после Града и Старого Места. В новый город активно заселялись переселенцы из Северной Германии. Этот город строился вокруг прямоугольной площади. Тем самым в пражском посаде завершился первый исторический этап — слободы ремесленников и купцов становятся привилегированными королевскими городами.

Превращение купеческой слободы в город, так изменившее в конце XIII века общественную и экономическую жизнь пражского посада, сопровождалось бурным строительством. Особенно быстро занимала место своими постройками церковь. Храмовые постройки в монастыре св. Анежки, сохранившиеся до сих пор, свидетельствуют о том, что уже в то время начал проникать новый архитектурный стиль — готика. Раннеготические формы были использованы пражскими евреями при строительстве школы-молельни. В настоящее время это самая старая синагога в Европе (Староновая синагога). Наряду с церквами и монастырями строились и светские здания: жилые дома и торговые лавки, дома аристократов и патрициев с характерными узкими фасадами, украшенными щитами и эркерами, на рынках и площадях, соединяемые арками. Но продолжим наше путешествие.Мы идём пешком, а богатые лентяи американцы ездят по Праге на таких вот самокатах.

Сфотографировался я на фоне Страговского монастыря, где мы попробовали исключительное пиво. Правда монастырь славен не только пивом, но и уникальной библиотекой. Но об этом опять позже.

А мы тем временем восходим, именно восходим, а не взбираемся, всё выше и выше по Петершинскому холму. По Петершину можно и нужно просто гулять, воздух офигительный, виды чудесные, пиво исключительное, хорошая зарядка для ног и сердца и разрядка для души и ума. Но вот нажраться, да поблевать вам здесь не дадут, райончик-то сплошь посольства, да и президентский дворец рядом.

Ступеньки ведут нас на вершину холма мимо голодной стены, которую «добрый» император Карл IV стал строить, вроде бы без особой военной необходимости, в то время когда в королевстве Чешском был страшный голод. По легенде он встретился с голодающими в церкви и предложил им строить эту стену в обмен на еду. Такая вот мудрая политика. И денег сэкономил и стену построил, да и люди добром поминают до сих пор.

А вот это младшая сестричка Эйфелевой башни — Петершинская башня — лучшая обзорная площадка для фотографирования видов Старой Праги. Петершинская башня (Petřínská rozhledna) была построена на холме Петершин (Petřín) в Праге (Praha), в 1889 году по инициативе клуба Чешских путешественников побывавших на всемирной выставке в Париже и пожелавших иметь копию у себя. Высота башни – 60 метров, с телевизионной антенной — 80 метров.

<p "="">По мере подъёма на саму башню перед нами открывались такие виды!

И ЧЕМ ВЫШЕ, ТЕМ СТАНОВИЛОСЬ ВСЁ КРАСИВЕЕ И КРАСИВЕЕ.

Вот она вся как на ладони красавица Прага, море красных черепичных крыш, с чёрными островками готических построек. Хотя чистой готики в Праге нет. Даже собор Святого Вита имеет барочную колокольню и крышу, а большая его часть вообще достроена в формах приближенных к готике Парлержа в начале ХХ века.

Тёмное здание за Влтавой это здание Национального театра – время постройки период национального возрождения, то есть вторая половина XIX века. По-чешски, кстати, Народни Дивадло.

А дальше на дальнобойный объектив была снята Прага советская.

<p "="">Ещё немного посмотрев вокруг, и мы увидели Прагу современную.

А вот теперь, когда мы насмотрелись на такую разную Прагу, у меня к вам вопрос, а что же объединяет все эти пейзажи? Правильно, зелёные массивы парков, которые никто не стремится заставить высотками. Вот это и есть второй ответ на вопрос, почему в столице Чехии так легко дышится. Будет и третий ответ, наберитесь терпения.

Бросив прощальный взгляд на прекрасные виды стобашенной и отправились вниз, навстречу улочкам и переулочкам тысячелетней кокетки.

С этого места видно и громадину Святовитского собора и парадные ворота в Пражский Град и даже окна кабинетов президента Чехии, которые занимают значительную часть здания под серой крышей. Принимая во внимание высоту точки съёмки и расстояние, можете себе представить громадность собора?! И я не мог.

Немного подробнее о Граде, по которому мы спускаемся, до Малой Страны. Памятники архитектуры, известные сегодня, но возникшие в Граде и посаде до середины XIII века, свидетельствуют о высоком уровне чешского строительного искусства и ремесел. Так вГраде князем Спигневым была построена базилика св. Вита (ее остатки были обнаружены под часовней св. Вацлава в соборе святого Вита), такой вот слоёный пирог получился. Князь Вратислав построил базилику св. Йиржи (Георгия), увидите позднее, с монастырем бенедиктинок, основанные в 920 году (внутри похоронены бабушка святого Вацлава, княгиня — святая Людмила и аббатиса Млада, сестра Болеслава II. Там же были обнаружены остатки дворца Собеслава и каменные крепостные стены с тремя башнями. На Петршине — Страговский (страга значит стража) монастырь. В 1158 году князь Владислав II стал первым королем Чехии и перестроил свой княжеский замок (в Пражском граде) в королевский дворец.

Град и Градчаны (посад) в течение веков служившие резиденцией чешских королей являются центром Пражского Града, а теперь и администрации президента Чехии. Представляющий вереницу красивых позднебарочных домиков, расположенных вокруг остроконечной часовни, Пражский Град открывает перед вами красивейшую панораму к западу от реки Влтавы. Градчаны (Hradčany): правящие классы заселили еще в IX веке, когда на мысу с видом на брод через реку Влтаву был возведен самый 1-й замок. После принятием Чехией христианства, вершина холма, простирающаяся с востока на запад, стала идеальным местом для возведения главного храма новоявленного королевства. Здесь и был возведен собор (согласно традиции, его алтарь выходил на восток). Вокруг замка появились дворцы знати, призванные подчеркнуть влияние их владельцев на короля и составить конкуренциюцеркви. В наши дни в великолепно сохранившихся зданиях Градчан размещены резиденция президента, представительства иностранных компаний, несколько баров и офисов коммерческих организаций. Многие из лучших культурных достопримечательностей Праги находятся именно в Градчанах, которые славится своими романтическими извилистыми улочками и исторической архитектурой. Собор Святого Вита находится внутри замкового комплекса и представляет собой самую крупную церковь в Чехии: это прекрасное дополнение к великолепию замка. Вообще-то

Градчаны это четвёртый город Праги, были основанный в начале 14 века графом Берка из Дубы. В то время уже существовал Пражский Град (строительство которого датируется 880 г. н.э.), называвшийся ранее Королевский замок. Вскоре после основания Градчан, чешские князья переехали сюда из Леви Градца. Этот выбор повлиял не только на судьбу замка, но и на судьбу будущей столицы империи. Эпоха правления Карла IV и позднее Рудольфа II, когда замок был резиденцией римского императора, были важными периодами в истории замка, поэтому во времена реконструкции было учтено его важнейшее значение как королевской резиденции. Другой важный период реконструкции период пришелся на вторую половину XVIII века, когда Габсбурги полностью отреставрировали замок по проекту Николы Пакасси – архитектора из Вены.

Несомненно, главной жемчужиной архитектуры замка являются готический собор святого Вита, где располагается экспозиция коронационных регалий и находятся гробницы чешских правителей. Привлекает внимание и старый королевский дворец (Stary kralovsky palac) с залом Владислава (Vladislavsky sal) и Испанский зал (Spanelsky sal) в крыле II двора замка. Среди прочих достопримечательностей стоит упомянуть Злату улочку (Zlata ulicka). Вне замка расположены прекрасный королевский сад (Kralovska Zahrada) (воздух, воздух) с королевской беседкой (Kralovsky letohradek), Лоретанская площадь с часовней Лореты.

<p "="">В Граде есть отели о стоимости номера в которых лучше не спрашивайте, расстроитесь. <p "="">Символ контрреформации монастырь Лорета, получивший своё название от итальянского города Лорета, где имеется хижина Девы Марии, по преданию жившей в ней во время бегства в Египет. В этом монастыре тоже есть хижина и в ней якобы даже есть несколько балок от итальянской хижины, для нас современных звучит как полный бред, а для позднего средневековья и начала нового времени с их истовой религиозностью вполне себе нормально. А как красиво-то, правда!? Святая хижина, построена в1631 г. по распоряжению Екатериныиз Лобковиц. Лепные фигуры и барельефы со сценами из жизни Девы Марии появились после 1664 г. Фасад Лореты с башней построен в 1772 г. Установленные на башне куранты с уникальным механическим устройством из тридцати колокольчиков, звук которых охватывает три октавы, созданы в 1694 г. И по сей день они ежечасно исполняют гимн Девы Марии. В здании находится Лоретанская сокровищница, где выставлены художественные изделия и церковная утварь 16-18 вв.

Какие прелестные домики имеются в Граде! Фасад позднебарочный между прочим.

И вот сейчас перед нами дворец Шварценбергов. Был такой мощный феодальный род, потому и позволили им построиться возле королевских покоев. Это один из самых ярких представителей ренессансных зданий Праги (на Градчанах), особенно незабываемое впечатление оставляет его роспись, выполненная технике сграффито. Прага периода ренессанс легко различима, типичным знаком архитектуры эпохи Возрождения является сграффито – орнаментальная роспись по штукатурке, а далее прямолинейные очертания окна, характер монументальной архитектуры с уклоном в ширину, столбы и колонны, галереи с аркадами, цилиндрические своды, деревянные кессонные потолки. Основные памятники ренессанса в Праге: Владиславский зал Пражского Града, Королевский летний дворец, Шварценбергский и Лобковицкий дворцы, Летний дворец «Звезда», костел св. Сальвадора и Роха, и Капелла Вознесения Девы Марии. Шварценбергский дворец (Лобковицкий дворец) — прекрасный образец слияния чешских традиций и итальянского Возрождения. Этот яркий представитель архитектуры флорентийского ренессанса был спроектирован и построен Августином Галли по заказу семьи Лобковиц в 1545-1563 гг.

После событий 1590 г., когда «немилость» короля Рудольфа II обрушилась на Лобковицкий род, в обмен на родовой дворец зданием завладевает рожмбергский император Петр Вок.В 1719 г. во владение вступает династия Шварценбергов, которые начинают реконструировать дворец в стиле позднего барокко. Но в начале XX века семья покидает Прагу из-за переезда резиденции императора, и в стенах организовывают военную конюшню.В 1945 г. во время Майского восстания сооружение служит укрепленным центром генерального штаба. В процессе боевых действий дворец получает серьезные повреждения, поэтому реконструкция и восстановление былого величия стен и убранства комнат затягивается почти на весь период XX век.С 1947 по 2000 г.г. в здании дворца размещается Военно-исторический музей.

А далее мы увидели архиепископский дворец, имеющий форму базиликального храма, но без куполов и колокольни.

И вот мы добрели до главных ворот Пражского града. Здесь и музеи главные и дворцы королевские и главный собор Чехии и президентская резиденция. В общем вэлком фром Кремль!

Вот уже нам стало видно парадный портал (вход) в главный храм Чехии собор Святого Витта, уже чувствуется вся мощь этого огромного сооружения.

А вот и он!

Ничего не напоминает? А не здесь ли снимали Графиню де Монсоро?!

А вот это старейший храм Пражского града – базилика святого Йиржи (св. Георгия), чудом сохранившаяся романика под маской барочного фасада.

В общем оттуда мы уже поехали домой. Если понравится рассказ опишу позднее и второй день.


1421
Загрузка...