Маяковский на Урале: впечатления поэта о Свердловске 1928 г.

Маяковский на Урале: впечатления поэта о Свердловске 1928 г.

Зимой 1928 года поэт Владимир Маяковский предпринял длительную поездку по стране. В мандате, подписанном наркомом просвещения А. В. Луначарским, содержался такой призыв к местным органам власти и общественным организациям:

«Товарищи! Поэт Владимир Владимирович Маяковский направляется в города СССР с чтением своей октябрьской поэмы «Хорошо!». Считая эту поэму имеющей большое художественное и общественное значение, прошу оказать тов. Маяковскому полное содействие в устройстве его публичных выступлений».

Встреча с овациями и прогулка по Свердловску

В день прибытия в Свердловск, 26 января, Маяковский выступал в Деловом клубе города. Он говорил о новых задачах поэзии, заводил и провоцировал аудиторию, затем прочитал поэму «Хорошо!». Зал устроил ему овацию.

На следующий день состоялось первое знакомство поэта с городом, его новостройками. Он общался с рабочими, посещал заводы и редакции местных газет, запасался впечатлениями, ведь второй, не менее важной целью его турне по стране был сбор материалов для новых стихов. Стихи рождались сразу, в самом Свердловске. Стихотворение «Екатеринбург – Свердловск» свидетельствовало о том, что поэта не вдохновляет история города, ему интересно его настоящее и будущее, что ярко воплощено в пафосно звучащей концовке:


У этого города нету традиций,

Бульвара, дворца, фонтана и неги.

У нас на глазах городище родится

Из воли Урала, труда и энергии!


Стихотворение «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» представляет собой долгий восторженный монолог простого труженика, прежде лишенного благ цивилизации, которому «квартиру дает жилищный, мой, рабочий, кооператив». Особое восхищение жильца вызывает ванная, где он чувствует себя так, «как будто пришел к социализму в гости, от удовольствия – захватывает дых». Весь смысл стихотворения также заключен в последних строках:


Себя разглядевши в зеркало вправленное,

В рубаху в чистую – влазь!

Влажу и думаю: «Очень правильная

Эта наша, Советская власть!»


Познакомившись с председателем горисполкома А.И. Парамоновым, Маяковский просил Анатолия Ивановича показать ему место, где погребены останки последнего российского императора. Парамонов сперва отговаривался, объясняя, что в те дни, в июле 1918 года, его в Екатеринбурге не было, он знает обо всем лишь со слов очевидцев, но потом все же согласился.

Тур по памятным местам

Морозным утром 28 января Парамонов с Маяковским отправились на то место за городом, где, по рассказам убийц Николая II, императрицы Александры Федоровны, пяти их детей и четырех слуг, были погребены их тела. «За Исетью, где шахты и кручи», Парамонов определил по зарубкам на дереве место, которое они искали. В стихотворении «Император» Маяковский упоминает об этих зарубках, но говорит только об императоре, и ни слова – об остальных десяти жертвах:


Здесь кедр топором перетроган,

Зарубки под корень коры,

У корня, под кедром, дорога,

А в ней – император зарыт.


Все стихотворение поражает какой-то душевной глухотой Маяковского, отсутствием сострадания – разновидности «милости к падшим», завещанной поэтам Пушкиным. Трагедия июля 1918 года для Маяковского – закономерный конец монархии в России и предупреждение тем, кто мечтает о ее восстановлении:


Прельщают многих короны лучи.

Пожалте, дворяне и шляхта,

Корону можно у нас получить,

Но только вместе с шахтой.


Вечером того же дня Маяковский встречался с рабкорами и молодыми литераторами группы «На смену!», отвечал на многочисленные вопросы, затем читал свою поэму студентам Горного института, отвечал на вопросы молодежи.

Прощальное выступление и отъезд

29 января – еще одно выступление в Деловом клубе, аудитория преимущественно молодежная. Вечером – лекция там же об «отрицании изящной жизни, санкционированной буржуазным классом», чтение стихов.

А 30 января Маяковский выехал в Пермь – следующий пункт его путешествия. Знакомство поэта с Уралом продолжалось…

Людмила Овчинникова

11:25
1751
Загрузка...