Старшее поколение России. Какое оно?
Исследование проводилось в Москве, Нижнем Новгороде, Владимире и Муроме, чтобы выяснить настроения в городах различного типа, и сопровождалось глубинными интервью, дополнявшими специально разработанную анкету. Респондентами стали 1236 человек. Был собран огромный массив социологического материала, позволяющий сделать следующие основные выводы.
- Люди зрелого и старшего возрастов – особая группа населения, желающая принимать самое активное участие в общественной жизни и продлить трудовое долголетие. При этом зафиксировано, что на российском рынке труда существует возрастная дискриминация.
- Люди категории «50+» располагают большим резервом свободного времени и хотят быть востребованными.
- Доля людей старшего поколения, которым не хватает общения, варьируется от 15 до 18%.
- Старшее поколение начинает догонять молодежь в использовании современных средств коммуникации. Почти каждый четвертый из опрошенных пользуется услугами заказов через Интернет.
- Большинство респондентов считают, что в России ощущается острая нехватка товаров, ориентированных на пожилую группу населения. Это относится и к сфере услуг.
Из конкретных разделов Исследования целесообразно выделить следующие:
- В среднем около трети респондентов хотели бы пользоваться интернетом, но у многих нет возможности пройти обучение и приобрести компьютер. Число таких людей быстро растет. Почти половина пожилых активно пользуется мобильным телефоном, редко используя его дополнительные функции из-за неумения.
- Досуг на треть состоит из прогулок. Только 8,8 % в Москве и 4,5% в Муроме по несколько раз в месяц посещают рестораны и кафе. Многие высказывают пожелание о создании сети кафе, ориентированных на старшее поколение. Театры и выставки старшие посещают чаще, чем представители контрольной группы (30-40 лет), что объясняется наличием свободного времени. Почти треть опрошенных мечтает о турпоездках по России. Больше половины увлекается тем, что принято называть хобби.
- Свыше половины опрошенных считают, что при решении проблем могут рассчитывать только на себя. При этом в Москве 73,3% респондентов считают, что и после 50 лет человек может быть успешным. (В Муроме таких только 15%).
- Более 60% старших – верующие. Свыше 35% из них посещают культовые заведения.
- 60% пожилых людей считают, что производители современной техники должны больше ориентироваться на их возраст, а товары должны быть проще в использовании и дешевле (70%). Постоянное усложнение товаров не устраивает. Особое внимание опрошенные уделили соотношению цены и качества, считая, что цена должна снижаться не за счет качества, а за счет упрощения товаров. Очень интересны ответы на вопросы об одежде и обуви для старших. Исследование дает богатую пищу для осмысления бизнесу, занятому в легкой промышленности.
- Почти 90% работающих людей зрелого возраста хотели бы продолжить работу. (Работают более трети опрошенных, что хорошо согласуется с данными статистики). В то же время 73 % в Москве и 50% в Н.Новгороде жалуются на возрастную дискриминацию при трудоустройстве и в профессиональной сфере. Получить дополнительное образование хотели бы 16,6% в Москве и 12,7% в Н.Новгороде. Глубинное интервьюирование показывает, что старшее поколение готово к нововведениям, в т.ч. к дистанционному обучению.
- Исследование по разделу «Здоровье и здоровый образ жизни» дало очень интересные результаты, важные для органов здравоохранения, а также для сферы досуга и услуг. (Эти данные требуют особого анализа). Такой же вывод относится и к социальной сфере.
- В Москве половина людей старшего возраста готова осваивать новые виды банковских услуг (кредитная карта и т.д.) В других городах таких меньше. Около 40% сожалеют, что не могут воспользоваться кредитными программами и ждут появления новых видов кредитования.
Анатолий Салуцкий, консультант:
- Данное социологическое исследование свидетельствует, что старшее поколение (почти треть населения страны) в целом оказалось отстраненной от мэйнстрима современной жизни, ориентированной, прежде всего на молодежь. Эта ситуация возникла объективно на рубеже 90-х годов, когда в обиход стремительно ворвались высокие технологии, что по времени совпало с изменением в России общественной формации.
Но сегодня, когда 50-летний рубеж преодолевают люди, уже 20 лет живущие в условиях рыночной экономики и зачастую неплохо приспособившиеся к ней, «преждевременное выталкивание» на обочину жизни представителей зрелого и старшего поколений стало бы резко противоречить коренным интересам государства, общества, бизнеса и самих людей категории «50+»!
Не вдаваясь в детали, можно привести лишь один относящийся к бизнесу вывод: исследование красноречиво говорит о непонимании новой ситуации. Этот вывод прозвучал в ответе одного из респондентов: «Если наши обувщики не могут конкурировать с итальянцами в высокой моде, почему не выпускают простую, удобную и дешевую обувь для растоптанной ноги пожилого человека? Учитывая нашу многомиллионную численность, - а мы ждем такую обувь! – они бы озолотились. И уж тогда пусть конкурируют с итальянцами». Этот совет можно транслировать на многие виды бизнеса и услуг, в т.ч. финансовых.
Кроме того, исследование показало явное стремление старшего поколения к продлению своей трудовой и общественной активности. Этот вывод очень важен в связи с предстоящим в России сокращением числа трудоспособных на 10 млн. человек. В целом социологический опрос свидетельствует, что сегодня старшее поколение является очень важным трудовым и потребительским ресурсом, который в этом качестве требует к себе повышенного внимания со стороны властей, общества и бизнеса.