Насколько Свердловская область готова к мусорной реформе?

Насколько Свердловская область готова к мусорной реформе?

Реформу по работе с твердыми бытовыми отходами несколько раз переносили по причине разгильдяйства. Во многих субъектах РФ никак не могли принять необходимые решения. Как итог – бесконечные мусорные коллапсы. Уральцам памятен недавний из них, который случился в Челябинске.

Свердловская область в этом плане выглядит неплохо, хотя и здесь далеко до идеала. О готовности к реформе и нерешенных проблемах мы беседуем с Алексеем Бланковым, начальником маркетингового отдела ЕМУП «Спецавтобаза», выбранного региональным оператором Восточной зоны.

- Алексей Владимирович, бесконечные отсрочки начала реформы по работе с твердыми коммунальными отходами наводят на мысль: нужна ли вообще эта реформа?

- Она необходима. Несанкционированные свалки, переполненные полигоны стали следствием отношений, сложившихся в отрасли. Здесь царит хаос, обращение отходов на той или иной территории, по сути, не контролируется. Управляющая компания наняла перевозчика, и ей неважно, куда он повезет отходы. А недобросовестному перевозчику невыгодно разгружаться на официальном полигоне, ведь там нужно платить. Вот он и минимизирует расходы, устраивая незаконные свалки. Официальные полигоны переполняются, там случаются возгорания, от ядовитых выбросов страдают люди, природа. Очень небольшое количество полигонов соответствуют санитарным, экологическим требованиям.

На 34 муниципальных образования, входящих в нашу зону деятельности, лишь 13 объектов по захоронению имеют всю разрешительную документацию. Реформа позволит в корне изменить ситуацию. Региональный оператор станет заключать договоры со всеми производителями ТКО, а также с перевозчиками и владельцами объектов по размещению отходов. Перевозчики будут только лицензированными, а полигоны – лишь те, что включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГОРО).

И самое, пожалуй, важное: перевозчик будет получать оплату не за факт вывоза содержимого контейнеров со двора, а за подтвержденный полигоном выгруженный объем мусора. Это отобьет охоту вываливать отходы в лесном овраге.

Масштабы

  • В зоне ответственности регионального оператора «Спецавтобаза» - 34 муниципальных образования, 1150 населенных пунктов, более 2,7 млн жителей.
  • Объем образования ТКО, по расчетам, - свыше 5497 кубометров в год.
  • Сортировку ТКО предстоит довести до 50%. Сейчас сортируется около 5% .


- Вряд ли желающие намусорить в неположенном месте мигом исчезнут, как по мановению волшебной палочки…

- Да, но с нового года мы и другие региональные операторы наделены полномочиями требовать от собственника земельного участка убрать несанкционированную свалку или заключить с нами договор на ее ликвидацию. Если он этого не сделает в установленный срок, мы свалку ликвидируем и можем выставить счет за произведенные работы.

- Насколько знаю, «Спецавтобаза» вывозила и продолжает вывозить твердые бытовые отходы в Екатеринбурге. Кто будет заниматься этим с 1 января 2019 года?

- Торги по сбору и транспортировке ТКО на территории, подконтрольной нашему административно-производственному объединению, выиграла компания «ТрансСервис». Она, в свою очередь, заключает договоры с подрядными организациями на местах.

- Из единой цепочки обращения бытового мусора под эгидой регионального оператора выпадают контейнерные площадки. Значит, остается почва для нареканий на сломанные контейнеры, на разбросанные при загрузке в мусоровозы отходы, на неудобные подъезды к площадкам…

- Предприятие работает в рамках действующего законодательства и соглашения, подписанного с министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области. Сегодня за оборудование и содержание контейнерных площадок отвечают либо управляющие компании, либо ТСЖ, либо собственник земельного участка, где стоят контейнеры. К сожалению, редко где установлены евроконтейнеры – с крышками, педалями. Гораздо чаще можно увидеть сломанные емкости. Не принято у нас бережно относиться к имуществу, даже к тому, которым мы пользуемся. Но сфера обращения с отходами не стоит на месте, законодательство постоянно совершенствуется. Не исключено что в будущем контейнерные площадки также могут быть переданы в ведение регионального оператора.

- Насколько велика ваша клиентская база?

- Она насчитывает 36 тысяч юридических лиц и более 400 тысяч физических лиц – в основном, это частный сектор. Сейчас идет процесс заключения договоров.

- Масштабы деятельности вашего предприятия в роли регионального оператора поражают. Вам предстоит обслуживать огромную территорию - 34 муниципальных образования. Но докричатся ли до вас, скажем, жители Камышлова, отстоящего от Екатеринбурга на 130 с гаком километров?

- В данный момент ведется подбор территориальных представителей – наших полпредов. Они будут контролировать качество работы с твердыми коммунальными отходами на местах, выявлять несанкционированные свалки, работать с населением и органами власти. Важно, чтобы люди понимали необходимость реформы, без их поддержки ничего не получится.

- Жители многоквартирных домов понимают, что за сбор и вывоз мусора надо платить, как за любую другую услугу, работу. У владельцев частных домов, дачников другая психология. Они либо утверждают, что отходов в хозяйстве нет, либо что все увозят на помойку в городе. Между тем, горы мусора за околицами растут.

- Действительно, проблема существует. В ее основе, к сожалению, лежит несознательность граждан. Для тех, кто не равнодушно относится к чистоте своей улицы, есть возможность заключить договор на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с любой компанией-перевозчиком. Наше предприятие предлагает организовать вывоз отходов либо из контейнеров, либо собирать мусор в специальные мешки и выставлять по графику движения мусоровоза. Если улица в график не включена в маршрут движения, мы предлагаем составить коллективную заявку и направить в наш адрес. Для нас бесконтейнерный способ в финансовом плане сейчас невыгоден. Чтобы он стал хотя бы безубыточным, нужно, чтобы на каждой улице договор заключили владельцы не менее 80 процентов индивидуальных домов. Мы ведем разъяснительную работу, подключаем местные власти, общественность. Дело движется, но не так быстро, как хотелось бы.

- Базовый закон об отходах производства и потребления был принят еще в 1998 году. Но за два десятка лет мы практически не продвинулись в переработке твердых бытовых (теперь коммунальных) отходов.

- Согласен, прогресс идет медленно, но кое-что сделать удалось. К примеру, на Широкореченском полигоне налажена сортировка отходов. В области действуют предприятия по переработке пластика. Совместно с региональным министерством энергетики и ЖКХ рассматривается вопрос о производстве топлива для цементных печей и компоста. Это позволит снизить экологическую нагрузку и увеличить сроки функционирования полигонов.

- Честно говоря, граждан расхолаживает непоследовательность в политике сбора мусора. Поставили сетки для сбора пластика, мы проявили сознательность, стали их наполнять. Теперь их не вывозят. Так нужно сортировать отходы на первоначальном этапе или нет?

- Мы всегда были и остаемся сторонниками сортировки твердых бытовых отходов на две фракции: пищевые и непищевые. Более детальную сортировку целесообразнее проводить на специализированных станциях. Устанавливать на дворовой площадке несколько контейнеров для разных видов отходов нереально. Это в каждой квартире придется раскладывать отходы в несколько емкостей, а мусоровозам несколько раз заезжать на площадку.

- Старт реформы только в этом году откладывали трижды. То не могли выбрать региональных операторов, то не успели подготовиться, то правила игры поменяли. Как вы оцениваете эти фальстарты?

- В своей работе мы руководствуемся соглашением, подписанным с министерством энергетики и ЖКХ. Сроки начала работы устанавливаются заказчиком. Со своей стороны считаю, что сроки переноса реформы были мотивированы.

- Одна из возможных болевых точек – контейнерные площадки. Часть из них находится на земле, приватизированной собственниками многоквартирных домов, часть – на муниципальных землях. А некоторые площадки расположены во дворе сразу нескольких домов…

- Этот вопрос придется решать жителям домов. Возможно, заняться перемежеванием или сдать участок, где находятся контейнеры и подъезды к ним, в аренду. Но это - не повод отказываться от проведения реформы. Если мы ее не начнем, то рано или поздно превратим родную землю в большую свалку.

От редакции

Предстоящая реформа по работе с твердыми коммунальными отходами вызывает массу вопросов не только у рядовых производителей мусора, но и у специалистов. Если у вас, уважаемые читатели, есть вопросы и предложения по этой проблеме, пишите в редакцию: г. Екатеринбург, ул. Маршала Жукова, 10, или по электронной почте: avtordb@mediakrug.ru

Татьяна Бурова, газета и портал "Пенсионер"


09:45
1109
Загрузка...