К юбилею Екатеринбурга: ​«Город живущий и живучий»

К юбилею Екатеринбурга: ​«Город живущий и живучий»

В начале XVIII века Россия вела непрекращающиеся войны. На нужды армии было необходимо огромное количество оружия. Это способствовало бурному росту российской промышленности. Петр I обратил внимание на богатейшие недра Урала.

Первым русским населенным пунктом на месте будущего Екатеринбурга принято считать деревню старообрядцев на берегу озера Шарташ, основанную около 1672 года. Чуть позже возникли поселения Нижний и Верхний Уктус. В 1702 году было принято решение основать Уктусский, а в 1704-м – Шувакишский железоделательные заводы. Эти казенные предприятия оказались не столь эффективны, как те, что принадлежали роду Демидовых. В 1720 году на Урал с инспекцией был направлен Василий Татищев.

Предстояло выбрать место для самого крупного в стране завода, сочетающего чугунолитейное, железоделательное и медеплавильное производство, которому предстояло стать центром управления горнозаводским делом на востоке России. Такое место на реке Исеть определил в 1721 году официальный основатель Екатеринбурга Василий Татищев – историк, географ и сподвижник Петра I. Здесь были все условия для успешного продвижения дела: залежи полезных ископаемых, строительный лес и возможность перевозить продукцию по реке Чусовой.

Производительность нового завода должна была составить 150–200 тысяч пудов железа в год. Подобного предприятия в то время в мире ещё не было.

1 марта 1721 года Татищев развернул строительство нового завода. Он видел перспективы, прежде всего, в производстве железа. Но в Берг-коллегии было свое мнение насчет уральского производства: высшее горное руководство желало создать на Урале серебряные, медные, квасцовые, серные заводы, которых в России не существовало. Указом Берг-коллегии от 10 декабря 1721 года Татищев, у которого к тому же возник конфликт с местным промышленником Акинфием Демидовым, был отстранён от руководства горными делами на Урале.

Его сменил генерал-майор Георг Вильгельм Геннинг, или Виллим Иванович Генин, которого направили на Урал разобраться в споре между Татищевым и Демидовым и «для исправления железных и медных заводов». Он решил спор в пользу Татищева и поддержал идею строительства завода на реке Исети. Де Геннину суждено было завершить строительство нового города и пуска Екатеринбургского завода.

Окно в Азию

В феврале 1723 года де Геннин получил разрешение на начало строительства, в марте – первые 10 тысяч рублей на проведение работ. Основную рабочую силу составляли крестьяне десяти слобод Верхотурского уезда и Каменского дистрикта, приписанных к горному ведомству, и солдаты двух батальонов Тобольского полка. В конце марта приступили к возведению заводских строений, одновременно строили крепость, чтобы защищать город-завод.

По приказу правительства Демидовы были вынуждены командировать на берега Исети своих лучших специалистов. В их числе прибыл плотинный мастер Невьянского завода Леонтий Злобин, которому было поручено общее техническое руководство строительством завода и плотины на Исети.

К осени на строительство завода прибыла вторая партия солдат Тобольского полка, в числе их оказался Иван Алексеевич Ползунов – отец будущего изобретателя паровой машины И.И. Ползунова. Значительный контингент составили люди, направлявшиеся из Центральной России в Сибирь, в основном, старообрядцы. С тех пор Екатеринбург формировался как центр всего Урало-Сибирского старообрядчества. Внутри Екатеринбургской крепости вдоль крепостных стен в строгом порядке располагались жилые дома горных чиновников, церковнослужителей, мастеровых и работных людей. Небольшое число этих домов находилось за пределами крепости по берегам пруда и реки Исети.

В 1720-е годы численность населения Екатеринбурга составляла около 4 тысяч человек. Жизнь нового поселения отличались суровыми порядками: из-за голода и тяжёлых условий труда к побегу стремились не только рабочие, но и охранявшие их солдаты. Нередко пойманных людей приговаривали к казни. В 1737 году по распоряжению Татищева на стрелке городского пруда был организован тюремный острог «Заречный тын» для пожизненного заключения старообрядцев.

Но самой большой проблемой оказалось не строительство города-завода, а утверждение его. Трижды писал Виллим де Геннин письма Петру, но не получал ответа. Императорской чете отправили медное блюдо, изготовленное из первой меди нового завода. На этом блюде и было впервые упомянуто название нового завода – Катеринъ Бурхъ. В письме императрице Екатерине I было указано, что завод назван во славу имени ее (но не в честь нее). После этого на Урал пришли письма, одобряющие и факт строительства, и новое название.

Существует версия, что имя свое город получил в честь святой Великомученицы Екатерины, считающейся покровительницей горного дела. Документальных подтверждений этому факту нет.

Днем рождения завода и города принято было считать день пуска заводских механизмов. Горные власти старались завершить строительство до дня святой Екатерины – 24 ноября (5 декабря). Уже 7 (18) ноября были пущены боевые молоты Екатеринбургского завода. Этот день – 18 ноября - и стал считаться днем рождения Екатеринбурга. Но для удобства горожан отмечают его теперь не осенью, а в третью субботу августа.

История Екатеринбурга навсегда связана с именами Василия Татищева и Георга де Геннина. Екатеринбург возводился как столица горнозаводского края, раскинувшегося на громадной территории по обе стороны Уральского хребта, в двух частях света – Европе и Азии. Сам завод в первые годы работы превосходил по размерам и технической оснащенности все иные металлургические предприятия не только страны, но и мира.

Императрица Екатерина I дала Екатеринбургу имя, а Екатерина II в 1781 году даровала ему статус города. Во время правления Екатерины II через молодой город проложили главную дорогу Российской империи, которая к западу от Екатеринбурга называлась Московским трактом, к востоку – Большим Сибирским. Таким образом, Екатеринбург стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу».

«…Счастливые люди родятся в сорочке, и мы позволяем перенести это сравнение на Екатеринбург, который в ряду других русских городов занял с первого своего появления на божий свет исключительное место», - писал знаменитый уральский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк

Подготовила Людмила Овчинникова

10:45
1066
Загрузка...