Милосердие по несходной цене
Можно много и образно говорить о пользе сострадания, человеколюбии и заботе о ближнем. Но как только дело доходит до воплощения «прекрасных понятий» в жизнь, на передний план, чаще всего, выходит банальная жажда наживы.
Пролог
В середине августа Президент России Владимир Путин определил приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, а Министерство экономического развития РФ предлагает закрепить в законе понятие «социальное предпринимательство».
В подписанный главой государства список входит, среди прочего, и медико-социальное сопровождение страдающих тяжелыми заболеваниями или нуждающихся в паллиативной помощи.
Предполагается, что работающие в социальных сферах участники рынка смогут на льготных условиях получить в собственность или долгосрочную аренду государственное и муниципальное имущество, организовать профессиональное обучение своих работников. «Неотъемлемой характеристикой деятельности субъектов социального предпринимательства выступает сочетание социальной направленности и рыночных мотивов, заключающихся в стремлении к достижению самоокупаемости и устойчивого развития бизнеса», – убеждены в Минэкономразвития…
Когда рынок – превыше всего
Поработав в «Пенсионере», почитав и послушав истории людей, которые оказались на старости лет среди тех, кого чиновники называют «маломобильным населением», я четко поняла: нужно стараться как можно дольше оставаться «на своих двоих». Как бы ни было хреново душой и телом, сдаваться болезням нельзя ни в коем случае. Хвори никуда не денутся, но жить только ими нельзя! Иначе на наших страданиях начнут наживаться другие.
Позволю себе еще раз процитировать Минэкономразвития: «…характеристикой деятельности субъектов социального предпринимательства выступает сочетание социальной направленности и рыночных мотивов…». Нет и еще раз нет! Рыночные мотивы в этом случае всегда стоят на первом месте. Это нормально для цивилизованного ведения подобного бизнеса. Ни один предприниматель не будет работать в убыток себе. Но давайте не забывать о том, что клиенты популярных сегодня частных патронажных служб – это истерзанные болью, страдающие люди и их родственники, которые отчаянно нуждаются в помощи профессионалов по уходу за такими пациентами. Они готовы платить большие деньги, чтобы хоть отчасти облегчить мучения своих близких. Но всему есть предел!
Служба социального такси очень востребована. Ею пользуются люди с ограниченными физическими возможностями, чтобы побывать на приеме у врача, съездить в учреждения соцзащиты или пенсионной службы. Очереди на такую услугу расписаны на недели вперед. Но беда в том, что социальное такси есть далеко не в каждом крупном городе или районе Свердловской области. Что уж говорить о сельской местности, отдаленных районах региона.
Поэтому на помощь, и весьма недешевую, спешат коммерческие патронажные службы. Они расписывают свою деятельность яркими красками, предлагают только что не на пуховых перинах доставить клиента, к примеру, в больницу. На деле за эти «перины» они сдерут с клиента десяток шкур. И даже собственного официального ценника не постесняются.
Аппетит приходит во время беды
Не буду голословной, а расскажу о собственном печальном опыте обращения в «раскрученную» частную патронажную службу.
Моя свекровь долгие годы оставалась очень энергичной, подвижной женщиной. Застать ее сидящей без дела было невозможно. Но болезнь не щадит никого. Тяжелейший диагноз, и деятельная пенсионерка стала почти беспомощной, не способной передвигаться без посторонней помощи.
Лечение, которое ей назначено, невозможно проводить дома – только в стационаре и только под присмотром врача. В городской больнице Первоуральска в перечне платных услуг нет транспортировки маломобильных пациентов на процедуры и обратно. Довезти больную женщину до больницы мы можем сами, но нужно как-то спустить ее с 5-го этажа, а потом поднять обратно. Все прекрасно знают, что лестничные пролеты типовых многоэтажек не вписываются в понятие «доступная среда для инвалидов». Без специальных средств и навыков транспортировки перемещение «тяжелых» больных по этажам – лишь дополнительная для них мука.
Вот и решили мы довериться профессионалам – обратились в известную в Екатеринбурге службу, в названии которой милосердие – заглавное слово. Сами сотрудники называют свою службу исключительно «фабрикой добра».
Мы созванивались с работниками этой патронажной фирмы несколько дней подряд. Обсудили все - объем работы, цену услуги, время и место работы специалистов «по добру». Мы не раз все уточняли и переспрашивали. Окончательная цена была названа утром накануне того дня, на который предполагалась поездка в больницу. На сайте компании значилось:
«Стоимость перевозки людей, не способных передвигаться. Перевозка лежачих больных в Ревде и Первоуральске, между этими городами, независимо от веса подопечного:
- 990 рублей - маршрут в одну сторону;
- 1485 рублей - маршрут с возвратом в начальную точку;
- дополнительно оплачивается спуск и подъем за каждый этаж - 100 рублей».
В итоге с нас запросили 3300 рублей. Дороже, чем по прайсу, но мы согласились. Внезапно вечером того же дня, в 20 часов, то есть заведомо тогда, когда мы уже ничего не могли изменить, «фабриканты добра» позвонили и «обрадовали»: цена – 6 тысяч рублей. Судя по сайтам авиакомпаний, за такие деньги можно в Москву и обратно слетать! Однако для 5 минут поездки от дома свекрови до больницы, и 5 минут обратно это явно многовато.
Менеджер начала путано объяснять, что машины для перевозки лежачих больных в Первоуральске нет, что она пойдет из Екатеринбурга. Но почему об этом в течение нескольких дней никто из «милосердных» сотрудников и не заикнулся? Почему об этом нам сообщили только вечером накануне? Решили, раз ситуация безвыходная, на любые деньги согласимся?
Конечно, мы обошлись без посторонней помощи. Спасибо, наши работодатели пошли нам навстречу, предоставили возможность вынужденно прогулять рабочее время. И свекровь потихоньку, по шажочку, с нашей помощью спустилась по этажам, а в больнице мы воспользовались инвалидной коляской. Но возмущение поведением патронажной службы зашкаливало. Наживаться на здоровье тяжелобольных людей бесчеловечно!
Бог простит!
Сайт компании пестрит благодарностями клиентов за отлично оказанные услуги. Вполне возможно, что это действительно так, а нам просто не повезло. Трудно об этом судить, ведь отрицательных откликов о работе «фабрики добра» я не обнаружила. Все трепетно, бережно и милосердно.
Разумеется, мой гневный отзыв не появился на сайте – зачем портить благостный имидж? Но вот ответ руководителя компании я получила: «Спасибо за отзыв, за то, что не махнули рукой, а потратили свое время и описали все конструктивно и без эмоций. Без ваших слов я бы могла не узнать о пробеле в процессе организации перевозок.
Позвольте внести некоторые уточнения по поводу ценообразования: перевозки - не наше основное направление, цены нам диктуют подрядчики, которых мы привлекаем… В данном случае стоимость 3300 и 6000 (итоговая) - не наша придумка, но ошибку клиент-менеджера я признаю - она должна была уточнить начальную и конечную точку назначения, чтобы убедиться, что не осталось неучтенных факторов, влияющих на стоимость. К сожалению, она этого не сделала и озвучила цену перевозки, предполагающую движение в одном направлении, без ожидания и возврата в начальную точку маршрута. Конечно, если бы Вы знали стоимость заранее, вы бы могли отказаться и, не тратя лишнее время, найти более подходящий вариант.
Я приношу извинения за недоработку менеджера, которая ввела вас в заблуждение и создала ощущение, что мы наживаемся на горе беспомощных людей… Наша машина в Ревде, используемая для перевозок в Ревде и Первоуральске, оказалась в ремонте. Действительно, такая работа не могла вызывать ничего, кроме неприятного осадка и незапланированных хлопот. Я постараюсь устранить все недочеты в нашей работе, чтобы другие люди с подобным впредь не сталкивались».
Как говорится, Бог простит! Мы однозначно больше не обратимся в компанию, которая, озвучив услугу, цены на нее устанавливает «от балды», а потом оправдывается, мол, это не наш каприз и не наша основная деятельность… Дорогие господа, вы уж лучше уберите услугу из своего перечня, чтобы нервы людям не мотать. Они больным людям и их родным еще ох как пригодятся!
Эпилог
В перечне платных услуг городских больниц крупных городов Свердловской области и Областной клинической больницы №1 можно найти все, что угодно, вплоть до проживания в комфортабельных комнатах пансионатов для пациентов и их родных. Нет там только транспортировки маломобильных людей на лечение и обратно. Ни слова о такой проблеме – и на сайтах областных министерств социальной политики и здравоохранения. Но потребность-то есть! Все – на откуп жадным до денег «спецам по милосердию»?
Дорогие читатели, а что вы думаете по этому поводу?
Наталья Березнякова