​Предпенсионеры: труд в награду за… труд

​Предпенсионеры: труд в награду за… труд

Старшее поколение помнит, с каким размахом в советское время отмечали Первомай. Да, шагали на демонстрации со знаменами, флагами и транспарантами, но праздновали, прежде всего, наступление весны по всем фронтам. Чествовали тех, для кого труд на благо общества был смыслом жизни, а не «хомутом на шее».

Радовались молодой листве и цветущим яблоням, их на Урале, не щедром на теплые деньки, с успехом заменяли загодя пророщенные ветви тополей с красивыми бумажными бутонами. Сегодня 1 Мая хоть и называется по традиции Праздником весны и труда, все больше превращается в обычный выходной. Меж тем, в современной России тоже пора вспомнить о защите прав трудящихся. Особенно тех, кто после пенсионной реформы попал в категорию со странным названием «предпенсионеры».

Что имеем – не храним

Два года назад я потерял работу. Поспорил с начальником, бросил заявление на увольнение руководству на стол. Думал: у меня востребованная профессия, значит, новое место работы найду достаточно быстро. Куда там! Больше полугода пришлось обивать впустую пороги потенциальных работодателей. Сколько нервов и сил было потрачено безрезультатно. Вроде и уровень знаний высокий, и на собеседованиях старался держаться молодцом. А результат один:

«Мы вам перезвоним».

Надо ли говорить, что звонить никто не собирался.

Поэтому теперь ночами переживаю за нынешнее рабочее место, лишь бы не сократили, и уровень зарплаты уже не так важен. Дела у всех идут не блестяще, перспектива оказаться на улице с трудовой книжкой в руках есть у любого. А людей «под или за 50» - больше, чем у прочих.

На нынешней работе я познакомился с сотрудником - фактически моим сверстником. Он практически год так же мучился в поисках трудоустройства. Увы, эта ситуация вписывается в рамки официальной статистической отчетности по Свердловской области за 2018 год. В среднем каждый житель области, ищущий работу, потратил на этой процесс такой же срок.

Еще в прошлом году я, как и мои одногодки, знал, что через десять лет уйду на заслуженный отдых. Но у российского правительства появился другой взгляд на сроки трудового пути граждан, и моя пенсия отодвинулась на пять лет. Пришлось задуматься: что ожидает нас, людей среднего возраста, в будущем? Стоит ли рассчитывать на «богатую» пенсию, или пособие по старости для моего поколения будет минимальным?

Минэкономразвития РФ ожидает увеличения численности рабочей силы с 75,8 млн в 2018 году до 76,3 млн человек в 2024-м. Министерство считает, что в условиях «динамичного экономического роста» спрос на труд также будет расти: в результате уровень безработицы якобы понизится с 4,8% в 2018 году до 4,7% в 2024 году. Согласитесь, снижение крохотное.

- Безработица вряд ли увеличится, потому что повышение пенсионного возраста будет проходить на фоне снижения общей численности рабочей силы, - утверждает заместитель директора Центра трудовых исследований Ростислав Капелюшников. - Численность населения в рабочих возрастах сокращается. Это означает, что будет падение … общей численности занятых. Прирост рабочей силы за счет повышения пенсионного возраста в очень небольшой степени компенсирует общее падение численности населения в рабочих возрастах.

Говоря проще, молодежи становится меньше, представителей старшего поколения – больше. И компенсировать этот разрыв в ближайшем будущем за счет пенсионной реформы вряд ли удастся.

Потерявши, плачем

Однако ведущий эксперт Института макроэкономических исследований Минэкономразвития РФ Алексей Кашепов говорит, что из-за повышения пенсионного возраста численность трудоспособного населения увеличится: прирост рабочей силы за счет предпенсионеров составит порядка 4 млн человек в 2024 году. Но спрос на рабочую силу вырастет незначительно. Из-за этого количество безработных россиян может увеличиться до 9,6−9,7%.

К таким выводам эксперт пришел, сопоставив официальные прогнозы Росстата и Минэкономразвития. «На место благодушию, присущему части руководителей государства и федеральных органов исполнительной власти, должен прийти настрой на кропотливую работу, не допускающую реализации неблагоприятных сценариев будущего», — предупреждает экономист.

Если посмотреть на то, что реально происходит в Свердловской области, то пока все идет по пессимистичному плану. Реформу провели, сроки выхода на пенсию отодвинули. А вот как адаптировать предпенсионеров к современным требованиям рынка труда, пока не решили. И куда их устроить на работу – тоже. По собственному опыту знаю, что людям моего возраста и старше работодатели особо не рады. Во многих городах нашего региона местные органы власти топчутся на месте, размышляя над созданием благоприятных условий для организации новых производств и промышленных площадок. Сколько помпезных планов было представлено с разных официальных трибун. И Титановая долина, и территории опережающего развития, и Корпорация развития Урала… А воз и ныне там.

После начала пенсионной реформы вроде бы стартовала программа переобучения предпенсионеров, чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке труда, чтобы у них была возможность устроиться по другой специальности в случае сокращения штата. Во что это выливается на деле – читайте дальше.

Немного статистики

Наиболее перспективными стажерами являются молодые люди до 24 лет. В этом уверен 51% опрошенных работодателей в России. Таковы данные исследовательского центра рекрутингового агентства Superjob.ru.

Российские компании не хотят брать на стажировку людей старше 45 лет. Лишь один из 500 опрошенных в февраля нынешнего года работодателей заявил, что готов взять стажироваться предпенсионера.

Почти треть работодателей (28%) в России ожидают увеличения доли работников предпенсионного возраста в ближайшие годы; 52% считают, что доля сотрудников в возрасте 51−60 лет в ближайшее десятилетие не изменится. Таковы данные Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

При этом 74% представителей организаций согласилась с утверждением о том, что сотрудники предпенсионного возраста более ответственны. Однако 58% работодателей все равно предпочитают нанимать на работу более молодых.

Если говорить об отношении общества в целом, то 62% опрошенных граждан РФ считают, что сотрудники предпенсионного возраста имеют проблемы со здоровьем и чаще берут больничный. Половина граждан (50%) полагают, что пожилые сотрудники менее работоспособны и эффективны, среди работодателей с этим утверждением согласны 32%.

Дмитрий Березняков

09:50
761
Загрузка...