С недавнего времени в Федеральном законе №131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появилась отдельная ст. 27.1, которая вводит понятие «староста сельского населенного пункта» и перечисляет, как и чем он будет заниматься.
В соответствии с федеральным законом разработан проект закона Свердловской области о статусе старост сельских населенных пунктов, расположенных в нашем регионе. Так кто же такие старосты? Чем они должны заниматься? На какой основе? И нужны ли они вообще? Давайте разбираться.
Экскурс в историю
Сама идея не нова. В Российской империи старостой именовалось выборное должностное лицо сельского общества. Его права и обязанности были закреплены в «Общем Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года». Старосту избирали на сельском сходе сроком на 3 года. Община контролировала его работу, назначала плату за труд. Он получал специальный нагрудный знак.
Староста следил за состоянием дорог, мостов на вверенном ему участке; за сбором взносов, исполнением повинностей, за порядком в общественных местах. Он должен был принимать меры по сохранению правопорядка и общественного спокойствия, задерживать лиц без документов. В случае необходимости староста поднимал односельчан на борьбу с пожаром, наводнением, эпидемией. И наказывать имел право: за маловажные проступки сажать под арест до двух дней, штрафовать на сумму до одного рубля или назначать общественные работы до двух дней.
Старост в деревнях постепенно не стало еще накануне Октябрьской революции: народные волнения, связанные с происходящим в стране в Первую мировую войну, показали, что старосты справиться с ситуацией не в силах.
На оккупированных территориях СССР во время Великой Отечественной войны в селах вновь появились старосты, их назначали немецкие власти. Потому-то с тех пор к самому названию «староста» отношение у нашего народа очень неоднозначное. В послевоенное время о старостах вновь забыли.
Решили возродить эту практику в 2014 году.
По России – за опытом
Но еще до внесения отдельной статьи в федеральный закон о местном самоуправлении во многих регионах, особенно там, где много сельских поселений, старосты работали на добровольных началах. Где‑то – исключительно из чувства любви к малой родине, где-то – за небольшое вознаграждение из местной казны.
Уже несколько лет старосты на общественных началах действуют в селах Ленинградской, Вологодской, Нижегородской, Оренбургской и других областей.
Сайт «Регионы Онлайн» рассказывает, что, к примеру, в Ленинградской области региональные власти поставили задачу максимально вовлечь сельчан в систему местного самоуправления. Старост в небольших деревнях там выбирают на сходах, чтобы решать насущные вопросы: отремонтировать колонку, сделать уличное освещение, отремонтировать крыльцо дома культуры.
В Ленинградской области приняли закон финансовой поддержки сельских старост. Деньги небольшие, но все же люди увидели, что и работа старост ценится, и многие вопросы решаются.
В Нижегородской области к созданию института старост подтолкнули лесные пожары 2010 года. Как вспоминают очевидцы, в то засушливое лето постоянно буйствовали верховые лесные пожары, которые перекидывались на сельские улицы. Из-за отсутствия своевременного оповещения жители оказывались захваченными врасплох и не могли противостоять стихии.
Поэтому в обязанность сельским старостам, появившимся в поселках и деревнях, сейчас в первую очередь вменяется своевременное оповещение населения о грозящих опасностях – пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях.
В Вологодской области главная забота для сельских старост – деревенские дороги, во Владимирской – благоустройство населенных пунктов. Короче говоря, есть чем заняться.
По примеру прочих
Дошла очередь организации работы старост и в Свердловской области. В конце апреля в комитете Законодательного собрания по региональной политике и развитию местного самоуправления состоялось заседание рабочей группы по вопросу подготовки закона Свердловской области о регулировании отдельных вопросов деятельности старост сельских населенных пунктов.
Депутаты, представители Уральского института регионального законодательства, правительства Свердловской области, Минюста РФ решили: пора развивать в регионе новый общественный институт.
Был подготовлен проект соответствующего областного закона. В нем определены права и гарантии деятельности сельских старост. В частности, говорится, что старосты вправе принимать участие в заседаниях представительного органа своего муниципального образования, содействовать органам местного самоуправления в привлечении граждан к участию на добровольной основе в социально значимых для сельского населенного пункта мероприятиях. Например, в обеспечении сохранности спортивных и детских площадок, охране памятников истории и культуры, поддержании в надлежащем состоянии мест захоронения, улиц и придомовых территорий. Муниципалитеты вправе самостоятельно определять перечень того, что войдет в круг забот старосты. Но даже уже из проекта видно, что пока толком непонятно, чем же конкретно займутся добровольные помощники, кроме как созывать народ на благие дела.
Награда за труды
Известно, что сейчас, до принятия такого областного закона, неравнодушными борцами за лучшую жизнь в родном поселке, селе являются лишь представители старшего поколения. У них действительно, как говорится, душа болит за чистоту на улице, за поддержание в достойном виде сельских обелисков с именами павших сельчан. Да и сам факт появления в селе такого памятного места – нередко инициатива именно активистов-пенсионеров. Голый энтузиазм, конечно, – дело замечательное, но у молодых жителей села выполнять общественную нагрузку на добровольных началах желания нет.
В законопроекте регионального парламента говорится, что за счет средств местного бюджета сельским старостам могут быть установлены такие гарантии успешной деятельности: доступ к информации, необходимой для осуществления этой самой деятельности; возмещение старосте расходов на оплату телефонной связи и иных расходов, связанных с общественной работой (но лишь в установленном объеме); выплата компенсации за использование личного транспорта в работе с той же оговоркой.
При этом в пояснительной записке к законопроекту его создатели особо отметили, что реализация закона в случае его принятия не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из областного бюджета. То есть, говоря простым языком, если будут у администрации села какие-то свободные средства, старосте что-то выплатят. Не будет – не обессудьте.
Каждому ясно, что денег нет. Однако народ как-то держится и даже даром заботится об уюте в родном дворе, на родной улице. Но для чего тогда закон принимать, если денег не предусматривать? И какой успешной работы активистов ожидать? Ведь даже всевозможным общественным организациям предусмотрены гранты из президентского и прочих фондов. Сельских старост, похоже, отправляют на самоокупаемость.
Гораздо больше повезло в этом смысле «коллегам» потенциальных старост – действующим в районах Екатеринбурга квартальным. Перечень их обязанностей и прав четко регламентирован, хотя во многом функции тех и других схожи. Квартальные в основном занимаются контролем за благоустройством подведомственной территории, чистотой во дворах, опрятностью фасадов. Но и старостам это предстоит делать. Зато квартальные – официальные муниципальные работники, с зарплатой из местной казны. Сельчанам же предлагают довольствоваться собственным энтузиазмом.
«Не знаю, как голосовать»
Вот что по этому поводу говорит депутат Заксобрания Свердловской области Вячеслав Вегнер, которому предстоит вместе с коллегами – народными избранниками или принять новый документ, или отправить его на доработку:
– Совсем скоро жизнь в любой деревне Свердловской области преобразится до неузнаваемости. Все вопросы села будут решаться не с кондачка, а подготовленно, с обдумыванием на завалинке… Вводится институт сельского старосты!
У него будет право принимать, содействовать, снова принимать, получит он компенсацию за глухой телефон и немного на бензин, без очереди можно будет ему стучать в двери начальственные, и самое главное – будет у него возможность распространять нужную и важную информацию.
Правда, есть вопросы. В пояснительной записке п.4 читаем: «...регулирование статуса сельского старосты не повлечёт за собой дополнительных финансовых затрат». А в проекте закона говорится о компенсации затрат старостам. Вот и возникают вопросы:
- Где деньги взять на компенсацию?
- Как мне голосовать за данный закон?
Наталья Березнякова