Слухами о нацпроектах земля пока не полнится
Примерно в таком смысле высказался недавно полномочный представитель Президента РФ в УрФО Николай Цуканов, собрав для разговора о национальных проектах руководителей законодательных органов власти субъектов Уральского федерального округа. А меж тем знать о нацпроектах полезно каждому, ведь направлены они, собственно говоря, на улучшение нашей с вами жизни.
Знаете ли вы?
Дорогие читатели «Пенсионера», что лично вы слышали о нацпроектах? Вы знаете, сколько их, как они называются? Предвижу ответы «нет». По крайней мере, коллеги в редакции затруднились сходу ответить на вопрос о количестве проектов, а уж перечислить их названия не смог никто. А меж тем на информирование жителей России и о самих нацпроектах, и об этапах их реализации тоже предусмотрено финансирование.
Наша справка
7 мая 2018 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительству РФ было поручено разработать 12 нацпроектов. Их темы: здравоохранение; образование; демография; культура; наука, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, жилье и городская среда, малое и среднее предпринимательство; цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости; международная кооперация и экспорт.
Полпред Николай Цуканов отметил, что 40% россиян не знают о том, что такое национальные проекты, хотя на их реализацию до 2024 года в бюджетах всех уровней заложена сумма в размере 25,7 трлн рублей! По данным социологов, 43% жителей страны не осведомлены о нацпроекте по здравоохранению, 48,9% - по образованию, о проекте «Экология» не знают почти 54% граждан.
Выслушав руководителей региональных парламентов, которые утверждали, что работа по информированию населения о нацпроектах находится на должном уровне, Н. Цуканов предложил журналистам выйти на улицы, чтобы респонденты смогли без купюр выразить свое мнение о национальных проектах и о том, насколько они воспринимаются обществом в качестве реального механизма улучшения жизни каждого человека. Ведь, исходя из того, какие изменения происходят в здравоохранении, образовании и иных важных сферах, на развитие которых выделены колоссальные средства, народ судит об эффективности власти.
«Пенсионер» на улицу не пойдет: надеемся, что наши читатели позвонят или напишут в редакцию и расскажут, что, по их мнению, уже сделано по нацпроектам в их родном городе, районе, селе, а что нужно сделать. Сравним с вашей помощью реальную картину с бодрыми отчетами ведомств - непосредственных исполнителей.
«Старшее поколение» - часть «Демографии»
Меры по поддержке старшего поколения россиян разбросаны по разным нацпроектам – в соответствии с ведомственным профилем. Большая часть мероприятий прописана в проекте «Демография». В Свердловской области в рамках этого нацпроекта реализуется региональная программа «Старшее поколение». Давайте пробежимся по самым важным ее направлениям.
К сведению
С Паспортом регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан
пожилого возраста «Старшее поколение» Свердловской области» на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года можно познакомиться на сайте министерства социальной политики Свердловской области: msp.midural.ru. На главной странице сайта есть специальный раздел.
Здоровье
Наберитесь терпения, друзья. Дальше будет много цифр, но без них нельзя оценить масштабы предстоящих больших (или не очень) изменений в жизни уральских пенсионеров.
В целом за 5 лет на воплощение в жизнь направлений программы «Старшее поколение» предполагается израсходовать 1 миллиард 102,64 миллиона рублей, из них из федерального бюджета должны поступить 741,58 миллиона, из региональной казны Свердловской области предстоит выделить 361,06 миллиона.
Главная цель, которой необходимо достигнуть, выполняя направления программы «Старшее поколение», - увеличить к 2025 году ожидаемую продолжительность жизни граждан старше трудоспособного возраста на территории Свердловской области до 82 лет. При этом ожидаемая продолжительность здоровой жизни граждан старшего поколения за счет повышения уровня и качества их жизни должна продлиться до 67 лет.
О том, что людей старшего возраста нужно лечить иначе, чем детей или активных граждан средних лет, врачи говорили давно. Несколько лет назад в минздраве Свердловской области даже появился отдельный внештатный специалист-гериатр. Но чем именно должны заниматься врачи, чьи пациенты – люди весьма солидного возраста, где они будут принимать своих подопечных, было понятно не очень. Все чиновники в разговорах так или иначе упоминали областной госпиталь ветеранов войн. Просто потому, что в этом профильном медучреждении накоплен огромный опыт помощи возрастным больным.
Меж тем, согласно программе «Старшее поколение», уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тысяч населения соответствующего возраста должен достичь к 2025 году 53,4%. А охват этой же категории профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, – 70%.
Гериатрическую службу в Свердловской области, по сути, предстоит создать с нуля. Она обязана медицинскими методами сохранить или восстановить способности престарелых жителей региона к самообслуживанию, физической активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.
Специализированная медико-санитарная помощь будет оказываться в гериатрических кабинетах медорганизаций, к концу 2024 года планируется открыть 46 таких кабинетов.
В стационарах больниц по плану появятся к 2025 году 192 койки, всего за 5 лет, начиная с нынешнего года, будет пролечено 4920 пациентов.
Сообщите в редакцию, есть ли уже такие кабинеты и врачи в вашей больнице по месту жительства?
Социальное обслуживание
Программа утверждает: доля граждан старшего поколения, удовлетворенных качеством предоставляемых социальных услуг, в общем числе получателей социальных услуг, ежегодно в течение всего периода ее реализации составит 100%. Смелое утверждение! Но ним порой не согласны читатели «Пенсионера». Престарелым уральцам, в силу возраста и состояния здоровья запертым в четырех стенах, нередко не хватает помощи на дому. Одни жалуются на качество обслуживания приходящими соцработниками, но это – не показатель эффективности службы: как известно, всем без исключения угодить сложно. Другие вообще не знают, что такую адресную помощь можно получить, и это уже – недостаток информированности. Третьи с негодованием отметают всякую мысль о необходимости оплачивать услуги соцработников, хотя это – реальность нашего времени.
Но самое печальное – то, что у многих немощных стариков порой отсутствует сама возможность получать постоянную социальную помощь в государственных пансионатах для престарелых. Возможность попасть в них имеет ряд ограничений: к примеру, есть противопоказания по различным заболеваниям. С одной стороны, это правильно, ведь дом престарелых – не больница, его задача – обеспечить подопечным уют, качественные условия проживания, возможность не чувствовать себя одиноким. С другой стороны, больные, немощные пенсионеры остаются с собственными бедами один на один.
На недавней пресс-конференции вице-губернатор Свердловской области Павел Креков, отвечая на вопрос «Пенсионера» о том, как предполагается решать проблему нехватки соцподдержки для этой категории возрастных уральцев, заметил, что очередей в государственные учреждения соцобеспечения сейчас в регионе практически нет. А для тех, кто по состоянию здоровья не может в них находиться, созданы отделения паллиативной помощи в городских и районных больницах. Все так, но эти отделения – помощь лишь на пару недель…
В программе «Старшее поколение» идет речь о совершенствовании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения. По замыслу авторов программы, она должна включать в себя соцобслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной формах, с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода. Однако в программе вместо цифр, которых хотелось бы достигнуть, - одни прочерки. Не решили, как достигать? Не знают, из каких средств финансировать?
Помочь справиться с проблемой нехватки соцпомощи больным старикам могли бы частные службы милосердия, небольшие негосударственные пансионаты. Они работают и сейчас, но почти на птичьих правах, всеми правдами и неправдами открещиваясь от медуслуг, не желаю рекламировать свои возможности, поэтому они них мало кто знает. Да и стоит пребывание там очень недешево.
Если верить программе, удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности, на 1 января 2018 года составлял в нашей области 10,5 %, к началу 2025 года он должен достичь 19,1%. Согласитесь, негусто. А если учесть, что старение населения – общероссийский факт, проблема будет только нарастать.
В заключение
Мы взяли для примера только два направления «Старшего поколения». Многие меры поддержки пожилых людей предусмотрены в других разделах этой программы, в других нацпроектах. Хорошо уже то, что власти о них задумались. И очень хочется верить, что конкретикой громадье планов будет наполнено, среди прочего, и стараниями самих пенсионеров. Чем чаще вы, дорогие читатели, будете говорить о конкретных проблемах пожилых людей в тех местах, глее вы живете, тем больше реальных дел будет сделано.
Давайте вместе поработаем над нацпроектом «Демография». Пишите нам о том, какие шаги нужно предпринять, чтобы жизнь старшего поколения в вашем родном городе, районе стала комфортнее? Только, чур, пишите конкретные пожелания. Слова «чтобы было, как в советское время» к региональной программе не пришьешь. А вот просьбы об открытии обещанных гериатрических коек в вашей больнице газета сможет передать в областной минздрав и с вашей помощью проконтролировать, будут ли они выполнены. Договорились?
Наталья Березнякова