Легенда уральской медицины о ситуации в здравоохранении
С легендой уральской медицины Маргаритой Михайловной Медведевой я встретилась накануне ее 95-летия. И застала юбиляра не за подготовкой к торжествам, а за работой, – она выдавала путевки в санатории активистам ветеранских организаций из разных уголков области.
От войны остались метки
В Свердловск Рита попала после окончания шестого класса. До этого семья жила в Удмуртии, на станции Узловая, затем в Сарапуле. Когда она окончила десять классов, началась война.
– Ни в детстве, ни в юности стать врачом я не мечтала, – говорит Маргарита Михайловна. – Помню, что вела переписку с Московским институтом связи, интересовалась условиями поступления. Но война внесла свои поправки. Пошла в медицинский институт, куда поступала моя лучшая подруга Нина Горшенина. Вместо экзаменов там проводили конкурс аттестатов. Нас зачислили на лечебный факультет.
Перед учебой студентов отправляли поработать для фронта. Маргарита попала в совхоз в Омской области. Жили в переоборудованном под барак свинарнике: холод, сырость, ни вымыться, ни просушить одежду. Из расположенной неподалеку воинской части привозили воду в цистерне и еду – кашу, суп, компот. Девчата и женщины лопатами кидали зерно в кузов грузовика, по двое ехали на зернохранилище, там разгружали машину. От непосильной работы, скудного питания, грязи и сырости у Риты по телу пошли фурункулы.
– От них на ногах до сих пор метки остались, – рассказывает пожилая женщина. – Кончилось тем, что у меня поднялась температура, женщины подняли шум, меня на лошадке увезли в больницу. Везли днем, ночью ездить категорически запрещалось, так как волки в степи лютовали…Лечили Маргариту долго, она даже опоздала к началу учебы. А через год вызвал ее с подругой комсорг и предложил написать заявление о переводе на только что созданный санитарно-гигиенический факультет. Девчонки побежали к Ритиной маме советоваться и услышали: «Люди на фронт идут, жизни свои отдают, а вы не хотите на другой факультет перейти». Пришлось послушаться.
Визитка
Маргарита Михайловна Медведева возглавляла горздрав Свердловска с 1968-го по 1980-й год. Кавалер ордена «Знак Почета», обладатель знаков «Отличник здравоохранения», «За заслуги перед Свердловской областью», «За заслуги в ветеранском движении». В год 70-летия Победы стала лауреатом премии профессионального признания «Медицинский Олимп-2015» в номинации «За вклад в развитие здравоохранения», в 2016 году – лауреатом звания «Дочь города – дочь России».
Атака на тиф
При распределении Рите предложили остаться на кафедре, но ее наука не прельщала, хотелось реального дела. После нескольких пертурбаций выпускницу назначили эпидемиологом Верх-Исетского района. В самый разгар эпидемии сыпного тифа!
– Тогда в районе преобладал частный сектор с неблагоустроенными домами – сплошные землянки, – вспоминает ветеран здравоохранения. – Выезжаем по вызову к одному больному и обнаруживаем, что уже и другие члены семьи заразу подхватили. Собирали вещи и везли на дезинфекционную станцию, обрабатывали помещения. Работали с 9 часов утра, а заканчивали после полуночи, потому что с 23 до 24 часов мы готовили информацию по эпидемии в горисполком. И никто полторы-две ставки нам не платил.
В середине прошлого века стали создавать районные санэпидстанции, Медведеву назначили главврачом в Верх-Исетскую. Она добилась одного помещения, другого, и вдруг ей сообщают о переводе в Ленинский район – на ликвидацию систематических инфекционных вспышек в яслях и детсадах. Справилась с проблемой.
Новой ступенькой в карьере стала должность заведующей Ленинским райздравом. В то время все участвовали в соцсоревновании. Райздрав под руководством Медведевой три раза подряд завоевывал Красное знамя победителя, а по итогам 1966 года получил его на вечное хранение. Торжественная церемония проходила в горно-металлургическом техникуме, медики шли оттуда с реющим знаменем по центральным улицам. Рассказывая об этом, Маргарита Михайловна гордо поднимает голову и расправляет плечи.
И вдруг – опять приказ: перевести энергичного руководителя в горздрав. Маргарита Михайловна заартачилась, продолжила трудиться на прежнем мес-те. Три месяца держала оборону, но в конце концов пришлось подчиниться.
– Аукнулась мне та строптивость, когда стала пенсию оформлять, – посмеивается Маргарита Михайловна. – Пришлось побегать, пока устраняли разночтения в документах.
Без прикрас
Вступив в должность заведующей горздравом, М. Медведева первым делом объехала все больницы – не только в центре, но и самые отдаленные, в пригородах.
– Зрелище было ужасное, – признается Маргарита Михайловна. – Помимо трех крупных больниц было множество мелких – на 15-20 коек. Здания старые, без канализации и водопровода, с печным отоплением. Воду привозили в бочках даже для хирургии. Очереди на глазную операцию приходилось ждать пять лет.
Обо всем увиденном новая глава горздрава начала без прикрас рассказывать на бюро обкома КПСС. Ее прервали, велели сесть на место. А на следующий день председатель горис-полкома и секретари обкома поехали по городским больницам.
– Меня с собой не взяли, – усмехается М. Медведева, – но вскоре после объезда нам только на мягкий инвентарь выделили 500 тысяч рублей – колоссальную по тем временам сумму. Мы купили и матрацы, и постельное белье, и халаты медработникам.
Первая оптимизация
Поддержали партийные и советские органы и предложение новой заведующей горздрава о ликвидации мелких больниц.
– То есть первую оптимизацию провели в начале 1970-х? – подначиваю Маргариту Михайловну.
– В общем, да, – соглашается она. – Но мы закрывали маломощные учреждения, чтобы тут же открыть более современные, специализированные. Мы не лишали людей возможности получить медицинскую помощь. Наоборот, она становилась доступнее и качественнее.
Когда стали строить новые корпуса при крупных клиниках, возник вопрос, как привлечь кадры. Стали строить общежития при медучилище и больничных комплексах. Так выросли 9-этажки на улице Большакова возле 1-й городской, на улице Декабристов – возле 27-й, около 40-й возвели два общежития для медперсонала. Большинство строек велось на средства промышленных предприятий.
За те 12 лет, когда горздравом руководила М. Медведева, в Свердловске появилось почти 7 тысяч новых коек, поликлиники на 13 тысяч посещений, 4 подстанции «скорой помощи».
– В одиночку человек ничего не может сделать, – подчеркивает Маргарита Михайловна. – Мне многое удалось, потому что мне все помогали. И реформы мы проводили не ради реформ, а ради людей.
Выбрать курс
Наш разговор от прошлого плавно перешел к настоящему. Как оценивает ветеран здравоохранения нынешнее состояние медицины? Что и в каком направлении нужно изменить, по ее мнению, чтобы врачебная помощь стала доступной?
– Нужно возрождать на более высоком технологическом уровне советскую систему здравоохранения, – говорит М. Медведева. – Во всех детсадах тогда были врачи, в школах – медпункты, врачей для них готовили специально. А сейчас школы выпускают почти инвалидов – с плохим слухом, зрением, с искривленным позвоночником. И на предприятиях медсанчасти необходимы.
По мнению Маргариты Михайловны, Президент не зря поставил задачу укрепить первичное звено здравоохранения, наиболее приближенное к населению, – медпункты на заводах и в школах, в сельской местности – участковые больницы, общеврачебные практики, ФАПы. Но ее решение тормозит дефицит кадров.
– Надо срочно отменять стандарты при лечении болезней, – убежденно говорит Маргарита Михайловна. – Нас учили, что лечить нужно не болезнь, а больного. Ведь каждый человек отличается сложением, обменом веществ. А сегодня и 50-летнего пациента, и 80-летнего лечат одинаково. На лечение гипертонии в стационаре отводят 10 дней, и не дай Бог этот срок превысить, сразу последуют санкции. Но ведь одному этого времени достаточно, другому много, третьему мало.
Положение со здравоохранением в области, особенно в глубинке, по мнению М. Медведевой, сегодня столь же ужасающее, каким она увидела его в конце 1960-х. Но у современных руководителей, видимо, не хватает смелости сказать об этом вслух. После громкого демарша хирургов в Нижнем Тагиле губернатор распорядился провести независимый опрос, чтобы выяснить степень удовлетворенности уральцев медицинской помощью. Для чего? Разве и так не известно мнение людей по этому вопросу?
Маргарита Михайловна возглавляет комиссию по здравоохранению в областном совете ветеранов. С 2012 года члены комиссии проводят опросы о качестве и доступности медпомощи среди участников ветеранских организаций по всей области. О результатах сообщают и в областной минздрав, и губернатору. «Наверху» прекрасно известно мнение людей о медицине. Жаль только, что его не берут в расчет.
Татьяна Бурова