По обе стороны кулис

По обе стороны кулис

Журналистская профессия дала мне редкую возможность бывать в театре не только, как зритель, а видеть его и наших кумиров по обе стороны кулис.

Прима без грима

Моей стажировкой на радиостанции «Маяк» руководил старый столичный репортёр Юрий Арди. Его репортажи о Москве вызывали у радиослушателей страны ассоциации с тем, что запечатлел легендарный Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи».

Как истинный репортер, Арди жил не прошлым. Всякий раз, когда утрами на редакционных планерках спрашивали, кто поедет освещать культурное событие где-нибудь на другом конце города, он с присущей ему старомодной галантностью отвечал: «Ваш покорный слуга!» Его первой и постоянной любовью был театр.

В редакции никто не сомневался, что встречать Майю Плисецкую и Родиона Щедрина с гастролей в США будет Арди. Стажеру из Свердловска предстояло быть у мастера «на подхвате».

Однажды мне посчастливилось видеть гениальную балерину в Большом театре. Билеты с рук на «галерку» чудом удалось перехватить у спекулянта. В партере и ложах сидели преимущественно иностранные гости столицы.

Шел балет «Лебединое озеро». Критики, писавшие о спектакле, сравнивали руки Плисецкой с зыбью воды и взмахами крыльев белых лебедей. Признаюсь, мне и не снилось тогда, что спустя годы буду встречать приму без грима.

Лайнер со звездной парой приземлился из США глубоким вечером. Благодаря популярности Юрия Арди в театральном мире, ему никто не отказывал в интервью. В виде исключения нам разрешили подойти к самому трапу.

По тому, как Майя Михайловна отвечала на вопросы, чувствовалось, что рада встрече с мэтром радио. Родион Щедрин процитировал газету «Нъю-Йорк Таймс» с рецензиями на гастроли балерины и восторженными отзывами американских зрителей. Когда Арди в шутку спросил, в который раз она исполняла в Америке хореографическую миниатюру Сен-Санса «Умирающий лебедь», прима призналась, что сбилась со счета, потому, что об этом ее просили в любой точке мира.

В редакцию мы вернулись около полуночи. Приближалось время информационного выпуска, завершавшего вещательный день. Арди стал монтировать магнитофонную запись, а мне поручил написать вступление к материалу.

Велико было мое удивление, когда в конце емкого рассказа о гастролях звездной пары мэтр объявил в эфире: «Этот материал подготовили комментатор Юрий Арди и наш молодой коллега Ян Хуторянский».

Между тем, мой «творческий вклад» в репортаж, который утром отметили на редакционной летучке, состоял из нескольких предложений.

Цветная гирлянда

Он шагал в театр своей обычной пружинистой и легкой походкой…

- А ведь ему шестьдесят, - сказала, глядя вслед артисту, женщина.

Это было на главном проспекте Свердловска. Кумир нескольких поколений зрителей, Народный артист РСФСР Анатолий Маренич шел в день своего рождения на репетицию в театр музыкальной комедии.

Мастерство и популярность актера были уникальны. Его полюбили везде, где бывал с гастролями наш театр, известный в стране как «лаборатория советской оперетты». Наряду с легендарными актерами Григорием Яроном и Михаилом Водяным, наш земляк считался лучшим комиком в жанре оперетты.

С его именем связана «золотая» страница в истории не только нашего, ныне академического театра, но отечественной оперетты. В интервью для «Радио-«Маяк» известная уральская поэтесса Елена Хоринская вспоминала:

- В послевоенные годы моей большой радостью была постановка спектакля «Марк Береговик». Музыку написала Клара Кацман, либретто - Мария Логиновская, а я - стихи. Спектакль не сходил со сцены с десяток лет. Артисты брали оттуда сцены для своих бенефисов. А каким там был Анатолий Григорьевич Маренич!

Среди многочисленных поздравлений и подарков в связи с его 60-летием запомнилась шахтерская каска в память о встрече у горы Высокой.

Пишу эти строки и вспоминаю его Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке», Богдана Сусика из «Трембиты», Трепло из «Черного дракона»... Уверен, что читатели газеты – представители старшего поколения - легко продолжат список звездных ролей талантливого артиста.

За вклад в развитие жанра оперетты театр учредил премию имени Маренича, а зрители помнят его за то, что со сцены нес людям радость.

В день, когда Анатолия Маренича провожали в последний путь из театра, я встал в скорбную очередь, которая, словно цветная гирлянда, растянулась по проспекту Ленина на три квартала.

Линия фронта

В поезде, идущем из осажденной Москвы в Свердловск, мхатовцам сообщили, что они будут жить в лучшей гостинице города - «Большой Урал». Выдали специальные талоны с указанием номеров.

На вокзале эвакуированный МХАТ ждали автобусы. В городе заранее подготовили дополнительные площадки для репетиций. Они шли днем и ночью. МХАТ спешил поставить пьесу «Фронт» драматурга Александра Корнейчука, которая печаталась в газете «Правда». По одной из версий, автор написал ее по прямому указанию Иосифа Сталина.

В историю театра вошло обращение к уральцам, подписанное Народными артистами СССР Аллой Тарасовой, Иваном Москвиным, Михаилом Тархановым. «Сегодня, - писали ведущие мастера сцены, - мы выступаем перед новой для нас аудиторией трудящихся Урала, который в героические дни Отечественной войны вырос в огромную могучую кузницу оружия».

Свердловский драматический театр готовил спектакль по пьесе молодого тогда Константина Симонова «Русские люди». Говоря военным языком, она вместе с «Фронтом» и «Нашествием» Леонида Леонова вошла в обойму наиболее известных произведений о Великой Отечественной войне.

Военфельдшера Глобу в спектакле «Русские люди» сыграл первый в Свердловске Народный артист СССР Борис Ильин. Мне посчастливилось быть с ним знакомым в годы работы на областном радио. Известен отзыв лётчика, посмотревшего спектакль «Русские люди» перед отправкой на фронт: «Два первых сбитых вражеских самолёта я посвящаю этому артисту».

На доме № 10 в Банковском переулке, где жил любимый артист нескольких поколений уральцев, установлена мемориальная доска.

В памяти зрителей старшего поколения остались многие актеры нашего драматического театра. В годы войны коллектив вносил средства в фонды обороны, помощи детям фронтовиков. Артисты выступали с концертами в воинских частях, на железнодорожных перронах. В репертуаре были патриотические стихи Алексея Суркова, Михаила Исаковского, отрывки из произведений Александра Фадеева, Михаила Шолохова. В одном из радио-интервью Народный артист РСФСР. Борис Молчанов рассказал:

- Прощаясь, солдаты крепко жали нам руки. Через 10–15 минут подходили новые эшелоны, и мы продолжали концерт…

Театр в годы войны был на линии особого фронта. Со своими героями и победами.

Ян Хуторянский, г. Екатеринбург

15:25
1121
Загрузка...