К чему привела оптимизация здравоохранения
На днях я проводила в последний путь своего коллегу. Второго за последние сорок дней. Оба стали жертвами оптимизации здравоохранения в области.
А могли бы жить
В конце октября мы встречались с ними в Доме журналистов, когда Вадим Иванович Липатников презентовал свою новую книгу. Тепло поздравили автора, за чашкой чая поговорили о новых планах, творческих задумках. В ноябре Вадим Иванович приступил к работе над новой книгой - девятой в его библиографии. А в начале февраля мы его проводили в последний путь...
Он практически не ходил по больницам - в этом не было необходимости: вел здоровый образ жизни, любил посидеть в саду, обдумывая сюжеты очередного произведения.
В конце года впервые вызвали к нему «скорую»: резко подскочило давление. Пролежал в больнице с неделю, давление сбили, сдал массу анализов. При выписке лечащий врач посоветовал обратиться к гастроэнтерологу по месту жительства. Сразу же и обратился.
А потом началось хождение по лабораториям. По телефону жаловался, что заставляют сдавать одни и те же анализы. Ладно бы сразу все, а то один сдаст, через десять дней - другой, еще через десять дней – третий... В общем, сдавал анализы два месяца, не получая никакого лечения, а когда в конце января с направлением приехал в онкологический центр, ему просто «навешали лапши на уши». Сказали: у вас ослаблена печенка, подлечите месяц, потом приезжайте к нам. Но через неделю Вадима Ивановича не стало, он скончался, так и не получив никакого лечения при таком серьезном заболевании. Думается, если бы он не потерял два с лишним месяца на сдаче бесконечных анализов, может, удалось бы продлить ему жизнь.
... Николай Кузьмич Кулешов, признанный знаток уральского спорта и сам, даже в пенсионном возрасте, - многократный участник марафонов и лыжных гонок, в январе подхватил пневмонию. Надеялся, что «скорая» отвезет его в больницу, где он быстро поправится. Но приехавший на вызов врач отказал в госпитализации и посоветовал лечиться дома антибиотиками.
Лечился, но от длительного лежания стал кашлять, хрипы не проходили - видимо, развился отек легких. И все равно его не взяли в больницу. Так дома и ушел из жизни.
Словно фронтовые сводки
Дальнейшие известия напоминают сводку боевых действий. Сын знакомого участника Великой Отечественной войны, 63-летний Иван Павлович из деревни Большой Катарач Талицкого района, в начале года умер от сердечного приступа в машине «скорой помощи» по пути в межмуниципальный медицинский центр Ирбита. В Талице и в соседнем Байкалово районные больницы в ходе оптимизации закрыли, жителей трех районов прикрепили к Ирбитской больнице.
Жителю Орджоникидзевского района Екатеринбурга Виктору Дмитриевичу, инвалиду, положено бесплатное лекарство от болезни Паркинсона, но в прикрепленной аптеке сказали, что нужного лекарства нет. На просьбу заменить аналогичным ответили, что не имеют на это права, другой препарат должен выписать врач. На прием к невропатологу в районной поликлинике его записали только через десять дней. И никого не волнует, что длительный перерыв в приеме лекарства при такой болезни чреват непоправимыми последствиями.
Жительница Октябрьского района Екатеринбурга Инна Сергеевна, страдающая бронхиальной астмой, отказалась от бесплатных лекарств, которые выдают в рамках импортозамещения, потому они приступы болезни не снимают. Теперь покупает за деньги импортные препараты и молится, чтобы они не исчезли из аптек.
А сколько жалоб на отсутствие нормального медицинского обслуживания в Свердловской области пришлось мне выслушать во время недавнего дежурства по номеру! В сельской Пышме закрыли роддом, теперь женщин отправляют рожать за 180 километров в Екатеринбург, а также в Каменск-Уральский и Ирбит. Были случаи, когда роды принимали в дороге.
Лихорадит и «оставшиеся в живых» медицинские учреждения. В частности, сотрудники ЦГБ № 20, что обслуживает жителей Чкаловского района Екатеринбурга, недавно обратились с письмом к губернатору Е. Куйвашеву, в котором рассказали о развале некогда крупной городской больницы. Долги по зарплате привели к тому, что квалифицированные медработники массово увольняются.
По официальным данным, обеспеченность медучреждений нашего региона кадрами составляет 67 процентов, а по неофициальным - в области не хватает половины врачей. Все это - результат «оптимизации» системы здравоохранения, которая прочно ассоциируется с именем бывшего руководителя минздрава области Аркадия Белявского.
Миллион? Да запросто!
«Пенсионер» давно бьет тревогу по поводу проводимой в области реформа системы здравоохранения. Но к изданию, защищающему интересы пожилого населения, никто не прислушивается.
Первые «звоночки» раздались еще в 2011 году, когда А. Белявскому, который стоял у руля свердловского здравоохранения с 2009-го по 2016 год, вменялся в вину разразившийся кризис с льготными лекарствами. Однако он сохранил должность и при смене губернатора в 2012 году. А в праздничные дни мая 2016-го, не забрав даже трудовую книжку, срочно покинул наш регион.
Счетная палата Свердловской области, проведя ревизию деятельности господина Белявского в период с 2012-го по 2016 год, выявила каналы утечки бюджетных средств, потраченных на лечение вип-пациентов за рубежом. По источникам в правоохранительных органах, часть бюджетных средств уходила в клинику Святого Мауриция немецкого города Дюссельдорф через посредника Сергея Урицкого. На счетах его фирмы оседали 15 процентов от всех поступлений немецким врачам. Так, на лечение позвоночника одного высокопоставленного лица ушло 3,1 млн. рублей, на лечение другого - 40 тысяч евро. В 2014 году было выделено 1,8 млн рублей на лечение одного из врачей госпиталя ветеранов войн. Причем, пациенты ездили в Германию по несколько раз.
А в это время по разным телеканалам чуть ли не ежедневно идут обращения к зрителям с просьбой выслать денег - кто сколько может - на лечение больных детишек.
У соседей - по-другому
Недавно мне позвонили родственники из Тюменской области. Разговор зашел о медицинском обслуживании. Я не сразу поверила в услышанное: в отдаленном Армизонском районе работает прекрасная больница, оснащенная новейшим оборудованием. Все исследования для пациентов делаются бесплатно, расходы взяла на себя страховая медицина. Более того, к заболевшему приходит домой медсестра и бесплатно ставит уколы. А в маленькой деревушке Яровое действует фельдшерско-акушерский пункт, где женщины даже рожают.
Так что я вполне понимаю жителей Тавдинского района, которые решили обратиться в соответствующие структуры с просьбой присоединить их к Тюменской области. Создана даже инициативная группа. Мотив - до Тюмени им ближе, чем до Екатеринбурга, многие тавдинцы ездят в соседний областной центр на работу и учебу. Но всю нашу область к Тюмени не прикрепишь…
Римма Врубель, член Союза журналистов РФ