Почему россияне напрасно ждут достойных пенсий
Пенсионная система остается одной из «хронических болезней» России: у граждан есть немало претензий к ее непрозрачности, многие не забыли о замороженном накопительном компоненте, а самое главное — всем очевидно, что государственная пенсия в России неспособна обеспечить столь же достойную жизнь, как в странах Запада. Почему так происходит и можно ли «починить» пенсионную систему «МК» рассказал ведущий эксперт Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников.
- Ключевая величина, по которой можно оценивать, насколько «достойными» являются пенсии в стране — это так называемый коэффициент замещения: какой процент от средней зарплаты составляет средняя пенсия. В наиболее развитых странах, на которые стоит ориентироваться, этот коэффициент составляет 60 — 70%, в России он еще несколько лет назад составлял 40% - это международная норма, «на троечку». Сейчас, к сожалению, идет деградация, актуальный коэффициент замещения около 30%. То есть для достижения «достойной пенсии» эту величину надо удвоить. Цель, вполне достойная нового национального проекта.
- Это возможно?
- Технически — вполне. Но только при том условии, что пенсионная система не сводится к страховой составляющей, а присутствует и накопительная компонента. Современные развитые пенсионные системы состоят непременно из этих двух элементов — страхового и накопительного. Напомню, что с 2015 года накопительная составляющая пенсионной системы у нас заморожена, то есть новые деньги туда не поступают. Почему — вопрос не ко мне: вероятно, тогда случился кризис и правительству стало не хватать средств. Кстати, именно после заморозки накопительных пенсий коэффициент замещения в России стал падать — что и неудивительно.
Величина взносов в накопительную пенсионную систему — около 500 млрд рублей в год, и эти средства пошли не в систему накопительных пенсий, а на обеспечение страховых, влились в общий котел. Заметим также, что уже не первый год страховые пенсии выплачиваются с помощью бюджетных трансферов — их размер достиг 3 трлн в год и имеет тенденцию к росту. Проще говоря, Пенсионный фонд России не справляется с выплатой страховых пенсий за счет собственных средств, хотя должен бы. Ему помогает федеральный бюджет.
Итак: если мы хотим поднять уровень коэффициента замещения, нужно восстанавливать накопительный компонент. А с нынешним порядком у нас никогда не будет достойных пенсий.
- Есть ли предпосылки к такому восстановлению?
- Учитывая, что с понижением ключевой ставки проценты по банковским депозитам также перестали покрывать инфляцию, запрос на соответствующие инструменты есть. Так, ежегодно частные лица инвестируют в различные инструменты по 1 — 1,5 трлн рублей, общий объем таких инвестиций достигает 6,6 трлн рублей (а число инвесторов — физических лиц достигает 8 миллионов). Для сравнения — объем той самой замороженной накопительной части пенсий составляет чуть больше 4,4 трлн рублей. Таким образом видно, что многие обеспеченные люди действительно ищут альтернативу банковским вкладам с целью обеспечения себе источника пенсионного дохода (конечно, такие цели не у всех инвесторов, но у многих).
В то же время 8 млн человек — это меньшинство будущих пользователей пенсионной системой. А проблему достойных пенсий нужно решать для всех. Поэтому государству нужны системные решения — это задача, прежде всего, Центробанка и правительства. Обсуждаются разные способы — в частности, предложены специальные инвестиционные счета сроком на 10 лет, предусматривающие значительные налоговые вычеты. Проблемы с ними, во-первых, в том, что пока это эксперимент — нет полноценного правового обеспечения, а во-вторых — налицо общее недоверие граждан к правительству и банковской системе.
Перед нами, на мой взгляд, стоят две развилки. Первая: нужно размораживать накопительную систему или строить ее заново, переформатировать. Это неизбежно для обеспечения достойной жизни пенсионеров. Вторая: когда мы подойдем к созданию системы индивидуальных пенсионных накоплений граждан, нам придется решать: быть этой системе добровольной или обязательной. У обоих вариантов есть сильные контраргументы: обязательные пенсионные накопления будут восприняты как новый налог, а добровольные просто не решат проблему в массовом масштабе. Кроме того, потребуется также решать проблему корпоративных пенсий — сейчас такие программы есть лишь у крупнейших корпораций, остальной же бизнес для их запуска потребует серьезных налоговых льгот. Но деваться нам некуда: при нынешнем уровне пенсий в 15 тысяч рублей, когда за вычетом «коммуналки» и лекарств практически ничего не остается, система выжить не сможет.
Источник:
Газета" Московский комсомолец"