​Депутаты – «за» режим ЧС, или Морковь нынче – символ роскоши

​Депутаты – «за» режим ЧС, или Морковь нынче – символ роскоши

На прошлой неделе в региональном Заксобрании случился сельскохозяйственный скандал: областные депутаты на очередном заседании раскритиковали деятельность областного министерства агропромышленного комплекса и предложили по примеру соседей из Пермского края, Челябинской, Курганской областей ввести в Свердловской области режим ЧС из-за засухи, плохого урожая и роста цен на продукты.

В Багдаде все спокойно…

Казалось бы, ничего не предвещало эмоциональных высказываний народных избранников. Ведь, по мнению регионального министра АПК и потребительского рынка Артема Бахтерева, даже несмотря на нынешние не благоприятные для уральских сельхозпроизводителей природные условия, жаловаться им не на что. Ведь господдержка продолжается!

«Основная мера господдержки – это субсидии бюджета. В 2020 году на выдачу субсидий было преду­смотрено 4,2 млрд рублей. Из них 845 млн – это федеральные средства, 3,4 млрд – из областного бюджета Фактически же на господдержку было направлено на 204 млн рублей меньше, эти средства остались в резерве по борьбе с новой коронавирусной инфекцией», – рассказывал министр областным депутатам.
«Наибольший удельный вес занимают субсидии по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, по малым формам хозяйств, а также технической и технологической модернизации производств», – сообщал он.

Это, по его словам, «стимулирует развитие сельского хозяйства», содействует его устойчивости в условиях пандемии и кризисных явлений в экономике в целом.

«По производству молока мы на 7-м месте в рейтинге субъектов РФ», – напомнил чиновник. – А по производству картофеля – 6 место в РФ и первое среди регионов УрФО».

Видимо, это дает руководству регионального АПК возможность безмятежно смотреть в будущее и на нынешние ценники в магазинах. О моркови по цене под 200 рублей за кило публично рассказывает губернатор Куйвашев, ругаются жители городов и сел Среднего Урала. И только профильное министерство отмалчивается. Настолько все хорошо в регионе с овощами и прочими сельхозделами, что на главной странице сайта ведомства: mcxso.midural.ru самая свежая новость – о предстоящем 16 июня Всероссийском дне поля. Да, именно июня! Впрочем, если постараться, можно найти более актуальную информацию: в разделе «Пресс-центр» есть информация о работе ветеринаров в онлайне, датированная 16 июля. Спору нет, график прививок коров – дело архиважное, куда там до него засыхающему на корню будущему урожаю и несущимся во весь опор ценам на овощи!

Средство от министерского бессилия

Депутаты Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер, Олег Исаков, Евгений Зяблицев откровенно возмутились позицией министерства.

«Все мы видели, как губернатор размахивал морковкой. На его месте я бы ее смазал скипидаром и вручил нашему доблестному министерству АПК. Куда ее деть – они сами понимают…» – предельно эмоционально высказался В. Вегнер.

Он заявил, что сельхозпроизводители остались предоставлены сами себе.

«Булка хлеба производится полтора года: со дня уборки осенью до производства. Выходя с хлебокомбината, она в 2 раза повышается в торговой цене. Давайте цифры посмотрим. Сколько торговля дает в обороте? Сколько платит налогов? Какова средняя заработная плата в торговле? Куда уходит эта двойная наценка? У них, что, сверхприбыль? Но когда я смотрю отчеты правительства, я не вижу по налогам на прибыль огромных цифр. Куда деньги-то деваются?» – говорит депутат.

Евгений Зяблицев в качестве положительного примера привел Челябинскую область, где цены ниже, чем в нашей Свердловской: «Мы вложили 4 млрд рублей в поддержку наших производителей, а цены растут, качество средненькое. Это касается и молока. Нужно, чтобы продукция была конкурентоспособна».

Олег Исаков, как и В. Вегнер, предложил ввести режим ЧС, так как «в этом году вся область без урожая»: «Некоторые даже выкапывать ничего не планируют». Зампредседателя аграрного комитета Заксобрания Елена Трескова отметила, что снижение господдержки, адресованной сальхозпроизводителям, на 200 млн рублей является недопустимым, аграрный комитет предлагает рассмотреть возможность увеличения бюджетных вливаний в 2021 году. Поживем – увидим.

Комментарий Вячеслава Вегнера, специально для «Пенсионера»:

– Есть у нас в области министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка, которое вроде обязано регулировать цены в магазинах. Вспомните бывшего областного министра торговли Веру Соловьеву, стоило ей появиться в каком‑то магазине, у нерадивых торговцев от страха колени дрожать начинали. А нынешнее руководство нашего минАПК потеряло все рычаги управления торговлей. Безынициативность, бесхребетность, неумение противостоять вызовам дня, а где-то и трусость поставить вопрос ребром.

Конечно, правительство дает субсидии сельхозпроизводителям, те цены сдерживают, болтаясь у точки безубыточности. А двойная наценка за итоговый продукт идет торговле.

Мы рассматривали на заседании комитета, из чего складывается цена буханки хлеба в магазине. Зерно нужно вырастить, собрать урожай, перемолоть в муку, испечь хлеб, доставить его в магазин. И оказалось, что стоимость труда хлебороба, мукомола, пекаря, транспортировщика, вместе взятых, стоит столько же, как и продавца, который эту буханку в итоге продаст покупателю. Потому что цена на прилавке вдвое превышает ту, по которой хлеб попадает на этот прилавок. Видимо, продавать готовый хлеб гораздо труднее, чем выращивать и перерабатывать зерно.

Вот ссылаются на то, что нынешняя высокая стоимость овощей – явление сезонное: мол, пока свой, уральский урожай не вырос, приходится в регион завозить издалека. Но сезонное удорожание, как я понимаю, – это на 3 процента выше, чем обычно, а не в 3 раза, как сейчас! Губернатор по этому поводу кричит, а сельхозминистерство молчит.

После этого доклада А.Бахтерева председатель ЗакСо Людмила Бабушкина велела министерству АПК к следующему заседанию подготовить перечень конкретных мер по регулированию цен на продовольствие. Будем думать, все ли делается для этого, и делается ли вообще. Будем делать выводы…

Что такое режим ЧС?

«Свердловская область обгоняет всю страну по росту цен, – утверждает издание «Деловой квартал». – За год, с июня 2020-го по июнь 2021-го, морковь и свекла в Свердловской области подорожали вдвое. Резко выросли цены на картофель и капусту. Только за последнюю неделю стоимость белокочанной капусты увеличилась на 8% (в среднем 40 руб./кг), моркови – на 5% (100 руб. 20 коп./кг). Прибавили в цене творог, свинина, сосиски, детское питание, свежемороженая рыба, молоко, сметана, сыр, яйца, сахар, шоколадные конфеты, чай, хлеб, рис, пшено, греча...»

Свердловские фермеры попросили губернатора объявить режим ЧС, чтобы получить субсидии из федерального бюджета.

– Сезон очень сложный. Мы не просим дополнительной бюджетной нагрузки. Но режим ЧС позволит нам сохранить меры поддержки, которые уже запланированы в виде технических субсидий, субсидий на молоко, – пояснил заместитель председателя регионального Союза фермеров и крестьянских хозяйств Алексей Бондарев.

Но на какую поддержку в реальности могут рассчитывать сельхозпроизводители? Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Никто не будет спорить, что нынешняя засуха, многодневные высокие температуры воздуха, начиная с апреля, – это самая настоящая чрезвычайная ситуация для сельского хозяйства. Компенсация ущерба в результате такого ЧС, согласно действующему законодательству, предусматривает порядок оценки ущерба, а также предоставления трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

И если соседние регионы на такой шаг уже отважились, то в Свердловской области медлят. Может, все силы брошены на обуздание ежедневных антирекордов по ковиду? Пока призыв и самих производителей, и народных избранников в регионе остается без ответа.

Значит, сейчас едва ли не единственной мерой поддержки могут стать страховые выплаты тем сельхозпредприятиям, которые заблаговременно застраховали будущий урожай от погодных катаклизмов.

Руководитель Центра сельскохозяйственного страхования «Росгосстраха» Вадим Константинович в беседе с агентством РБК отметил, что атмосферная и почвенная засуха относятся к страховым случаям. «Соответственно, аграрии, застраховавшие посевы от этих рисков, могут рассчитывать на страховое возмещение. С 1 июля этого года вступают в силу законодательные изменения, согласно которым сельхозпроизводители могут отдельно застраховать риски ЧС», – сказал Константинович.

Много ли таких дальновидных среди уральских фермеров – неизвестно…

Наталья Березнякова

13:30
750
Загрузка...