​Криминальная пандемия. Есть ли лекарство от воровства?

​Криминальная пандемия. Есть ли лекарство от воровства?

Встретила недавно знакомую из екатеринбургского поселка Компрессорный. Она сообщила, что в их доме сделали капитальный ремонт. Надо бы радоваться, но Надежда Семеновна рассказала такое… И разговор в этой статье пойдет вовсе не о качестве ремонта, а совсем о другом.

Воровство как норма жизни

За несколько дней до начала работ к их дому стали подво­зить необходимый строительный материал. Раскладывали по подъездам, так и сохраннее, и ремонтникам будет удобнее брать то, что потребуется. Но уже на второй день жильцы с удивлением обнаружили, что материалов стало гораздо меньше, хотя работы еще не начались. Надежда Семеновна позвонила в управляющую компанию. Там ответили, что у них нет возможности ставить в каждый подъезд сторожей для охраны стройматериалов.

Эту обязанность в своем подъезде добровольно взяла на себя Надежда Семеновна. Особенно бдительной была по ночам. Ее примеру последовали другие соседи, но уберечь от расхищения удалось далеко не все. В итоге многое из того, что подлежало капремонту, сделали не так, как должны были изначально.

Но более всего из рассказа Надежды Семеновны меня удивило то, что во время ремонта некоторые рабочие сами подходили к жильцам и доверительно предлагали: не надо ли чего из стройматериалов? Неужели воровство на всех уровнях стало нормой нашей жизни?

Было время…

Вспоминается случай из моей журналистской практики. В начале 1960-х я работала в районной газете Тюменской области и написала заметку о проворовавшемся начальнике строительного участка, который был осужден народным судом на несколько лет. Беря пример с руководителя, стали подворовывать и его подчиненные. Я с полным основанием употребила в той заметке народную мудрость про рыбу, которая гниет с головы.

Резонанс от суда в районе был очень широким. Но после выхода газеты мне позвонил секретарь райкома партии и посоветовал не писать больше поговорку о рыбе, которая гниет с головы. Чего он испугался, я по молодости лет тогда не поняла. Поняла позднее: под «головой» секретарь райкома подразумевал любого руководителя, в том числе – и партийного. А среди них жуликов, воров и расхитителей народного добра ведь в принципе не должно было быть.

В советское время кражи личного и государственного имущества, на мой взгляд, были не столь частыми. Может быть, в людской памяти еще жили воспоминания о строгости сталинского времени, когда сажали в тюрьму за пару картофелин, подобранных на колхозном поле, или за горсть неубранных колосков.

В более позднее время нередко оказывались перед судом заводские несуны, в карманах которых на проходной находили гвозди или другие «железки».

А рыба и вправду гниет с головы!

Но что же произошло с нашей страной после развала СССР? Что ни день, то новость про очередное разоблачение. На то, что кто-то украл несколько досок на стройке, где работает, или вынес батон колбасы, которую делает в мясном цехе, уже никто внимания не обращает. Это как бы само собой разумеется, мелочи. Воровать стали по-крупному. Такое впечатление, что воровство стало правилом жизни. Заводских несунов сменили высокопоставленные лица – министры, депутаты, мэры и даже те, кто по закону обязан бороться с ворами.

Вот несколько примеров, которые у всех на слуху. Отбывает наказание бывший федеральный министр экономического развития, доктор экономических наук Алексей Улюкаев. Не забыта история с многомиллиардным воровством в Министерстве обороны РФ, когда его возглавлял небезызвестный Анатолий Сердюков.

А вот более свежие новости. Из здания Следственного комитета Татарстана, расположенного в самом центре Казани, вынесли сейф с вещдоками – 1,6 миллиона рублей. Преступную группу возглавил следователь-криминалист высокого ранга, входивший в состав следственной группы по большому делу о злоупотреблении полномочиями и преднамеренном банкротстве, отвечавший за работу с вещдоками.

В Сыктывкаре (Республика Коми) министр МВД, генерал Виктор Половников получил 9 лет тюрьмы за взятку в 14,5 миллиона рублей. В Пензенской области отстранен от должности исполнявший обязанности регионального министра спорта Григорий Кабельский. Задержан он был в момент получения очередной взятки. Следствие полагает, что получал он их систематически «за проведение спортивных мероприятий на игровых площадках». Ладно бы эти деньги шли на развитие спорта, строительство этих самых игровых площадок, а то ведь в карман министра.

Опасные мутации

Совсем недавно, в начале октября 2021-го, страну облетела очередная новость: вице-президент «Сбербанка» Марина Ракова, по версии следствия, уличена в афере на десятки миллионов бюджетных средств во время работы в Министерстве просвещения РФ. Из этой суммы 9 миллионов рублей в качестве зарплаты за два года получил ее гражданский муж, фиктивно устроенный в возглавляемый на тот момент Раковой Фонд новых форм развития образования.

Воровство бывает разным. Оно, как и болезни, научилось мутировать, умело скрываться под другими «обличиями». Рекордсменами в этом, на мой взгляд, являются сферы торговли и коммунальной сферы. Многие из нас в магазинах сталкивались с такой ситуацией: на витрине с товаром стоит одна цена, а кассир пробивает другую, почему-то всегда выше указанной на ценнике. Кого-нибудь уволили или наказали за обман покупателей?

В последние годы жители поселка Большой Исток Сысертского района стали жаловаться: батареи еле теплые, а счет за отопление выставляется такой, будто они пышут жаром, как каменка в бане. По логике, если меньше расходуется топливного сырья, значит, и стоимость услуги для жителей должна быть ниже. Но нет! У руководителей управляющей компании ответ таков: «Счета за тепло выставляются по факту подачи». Но эти факты как раз и не учитываются: суммы в квитанциях почему-то всегда обозначаются по максимуму. Таким завуалированным способом с жильцов взимают деньги за непредоставление услуг в надлежащем объеме и качестве.

Создается впечатление, что в нашей стране воруют все, что растет на земле и находится в ее недрах: лес, нефть, газ и другие природные ресурсы, драгоценные металлы. Приведу еще один пример из областной сводки криминальных сообщений. Цитирую: «Должностные лица Управления ЖКХ города Среднеуральска … в нарушение бюджетного законодательства приняли работы по разработке рабочей документации на реконструкцию очистных сооружений г. Среднеуральска и произвели их оплату, несмотря на то, что бумаги не соответствовали требованиям. Ущерб от их действий составил более 21 миллиона рублей».

Только бы заработали законы

Воровство существовало во все времена, только отношение к нему и меры наказания были и остаются разными.В Китае, Иране, Саудовской Аравии до сих пор не отменена смертная казнь за это преступление.

Что же показывает наша судебная практика? Бывший министр обороны Сердюков по делу проходил как свидетель, получил условную меру наказания и вскоре был амнистирован. А дальше получил хорошее назначение – стал индустриальным директором крупного авиастроительного комплекса госкорпорации «Рос­тех», членом советов нескольких акционерных обществ, в том числе – АО «Вертолеты России», заместителем председателя ООО «Союз машиностроителей России» и законным супругом Евгении Васильевой. Той самой, что возглавляла «Оборонсервис», у которой при обыске обнаружили 20 килограммов драгметаллов и несметное количество ювелирных украшений.

Создается впечатление, что у нас с уважением стали относиться к людям, совершившим воровство в очень крупных размерах, ведь это может сделать только исключительно умный, хитрый, изворотливый человек. Такие люди нужны государству…

Но вернемся к упомянутой выше Марине Раковой. Вызывает недоумение, как молодая женщина, не имеющая педагогического образования, в 30 с небольшим лет стала заместителем министра просвещения Российской Федерации, а после освобождения от этих обязанностей после смены министра становится вице-президентом «Сбербанка». Не секрет, как порой трудно, а подчас невозможно получить высокую должность талантливым, образованным молодым людям. Раковой это удавалось легко. Нет сомнения, что кто-то вел ее по служебным ступенькам и постарается защитить сейчас. Идет своеобразная игра, в которой Ракова и остальные задержанные по этому делу – только винтики большого механизма.

Так неужели воровство – неустранимое явление в нашей жизни? Неужели и оно, как пандемия «короны», будет набирать обороты? Очень не хочется в это верить. Выход, на мой взгляд, один – введение независимой судебной системы. Законы у нас есть, и хорошие, только они не работают, а если и работают, то избирательно. Может быть, стоит, не взирая на должности и положение в обществе, все же ужесточить наказания за коррупцию, казнокрадство и другое воровство? Тогда рыба не только с головы, но и вообще перестанет гнить.

Римма Врубель

Фото:
Аппликации Марии Сосниной c сайта foma.ru
16:40
639
Загрузка...