Документы войны рассказывают …
Пережившим войну в детстве она снится всю оставшуюся жизнь. Но мои заметки навеяны не личными воспоминаниями. Поводом стала вышедшая в 3-м издании летопись военных лет Уральского государственного горного института.
Прерванная практика
Последний перед войной мирный июнь вступал в третью декаду. В окрестностях Сухого Лога проходили учебную практику студенты Свердловского горного института. Живописные места – скала «Три сестры» с беседкой на вершине, Шатский водопад, пещеры – располагали к занятиям и отдыху.
Молодежь соревновалась по программе ГТО. Вечерами студенты играли в волейбол, танцевали, влюблялись, строили планы. Никто даже в страшном сне не мог предположить содержание телеграммы, которую 22 июня 1941 года почтальон передал руководителю практики Елене Модестовне Клер.
Спустя секунду мирную жизнь прервал крик дежурного: «Ребята, война!»
Учебные группы стали редеть. Девушки провожали парней на призывные пункты и поступали на курсы медицинских сестер и радисток.
… Для меня война началась ранним одесским утром 22 июня, когда отец, услыхав тревожные гудки предприятий, поспешил на завод, несмотря на воскресный день.
От советского «Информбюро»…
Крупнейшее информационное агентство было создано в СССР 24 июня 1941 года и за годы войны передало почто 2,5 тысячи сводок. В первые дни сообщения были тревожными: «Противник стремится развить наступление по всему фронту, от Балтийского до Черного морей».
Горный институт провожал на фронт инженера Б.С. Смирнова, лаборанта И.Л Боярских, ответственного секретаря газеты «Горняк» В.Н Синцова, ассистента К.В. Зебзиева, студента Л. Бовтунова и других.
24 июня наша семья в Одессе провожала своих мужчин призывного возраста и сыновей обеих бабушек. Младший ушел добровольцем. Навсегда…
С первых дней войны в горном институте особое внимание уделялось воспитанию патриотизма, организации кружков самозащиты и санитарных дружин, отрядов противовоздушной и противохимической обороны.
…Уже 24 июня в Одессе ввели военное положение. С ноля часов до половины пятого не разрешалось выходить на улицы без пропуска. До начала осады города оставался месяц…
В гостях у живой легенды
В 1941-м году на Урал эвакуировали заводы, театры, музеи, научные институты. Приехали известные ученые, которые выступали в вузе. Отдельных слов заслуживает встреча студентов с выдающимся геологом, географом и путешественником Владимиром Афанасьевичем Обручевым.
Преклонный возраст и недуги уже не позволяли академику выступить публично. Студенты попросили разрешения навестить его на дому. Обручев принял их, лежа в постели. Поинтересовался успехами горняков в учебе, ответил на вопросы.
История продолжается
«1сентября. В городе светомаскировка…На хлеб, сахар, кондитерские изделия введены карточки. На учащихся -
… В тот день, 1 сентября 1941 года, наша семья, эвакуированная с Украины, приехала на Урал. Знакомя меня с классом начальной школы села Бобровка, учительница сказала: «Этот мальчик приехал с войн». Развязав носовой платок, я достал мелкие осколки снарядов и бомб, которые вез через пол-России.
Руководитель студенческой практики Елена Модестовна Клер, упомянутая в начале этого материала, - дочь легендарного геолога и краеведа Модеста Онисимовича Клера. Он жил в Университетском переулке. Того старого дома давно нет, но история символично продолжается: на его месте стоит учебный корпус горного университета.
На первом этаже - музей истории старейшего вуза Урала. Среди его раритетов - книга Анны Соколовой и Владимира Филатова «Летопись военных лет. 1941-1945. Свердловский горный университет в годы Великой Отечественной войны». Эта книга - дань памяти тем, кто в годы войны делал все для фронта, для Победы.
Ян Хуторянский
Фото взято с сайта http://newsyour.ru