Чужой семге задали леща
С начала года средняя сумма в чеке покупателей российских регионов ежемесячно сокращалась на 2-3 рубля: люди живут в режиме экономии.
Но не менее важно и то, что стоит за средними цифрами. Они скрывают серьезные перемены в количестве, качестве и месте производства продуктов. За последних три года россияне отказались от многих импортных продуктов и поддержали рублем отечественных производителей. Не всегда по доброй воле, но факт остается фактом.
За три года доля зарубежных товаров на магазинных полках снизилась втрое. Почти 80 процентов того, что продается, - с ярлыком «Сделано в России». Что касается базового продуктового набора - хлеб, мясо, рыба, молоко, крупы, яйца, сахар, макароны, то он на 95 процентов отечественный.
Почему россияне стали предпочитать отечественное, долго пояснять не надо: тут и контрсанкционные меры принесли свои плоды, и кризис научил экономить, и местным фермерам стало легче попасть на прилавки торговых сетей.
Кроме того, треть россиян проявляют так называемый потребительский патриотизм и считают самыми качественными именно отечественные продукты. На то, в какой стране товар произведен, обращают теперь внимание 28 процентов покупателей; 80 процентов обращают внимание на срок годности и состав. Цена - самое важное для двух третей россиян.
Но есть пределы и патриотизму, когда качество «импортозаместителей» оставляет желать лучшего. Покупатели часто высказывают недовольство тем, что «швейцарский» сыр отечественного производства похож на оригинал, как рубль на франк, рыба переморожена и «сделана будто из картона». Больше всего нареканий вызывает сыр, в антирейтинге за ним идут фрукты и рыба. Что касается молока, масла и молочных продуктов, то две трети опрошенных считают, что их качество не изменилось, 15-17 процентов отметили перемены к лучшему.
Рост цен привел к снижению потребления свежих продуктов - мяса, фруктов и овощей. Люди стали есть больше круп, макаронных изделий, дешевых видов мясных продуктов, вместо говядины покупают курицу. Многим теперь не по карману рыба и морепродукты. На 10 и более процентов реже граждане стали приобретать замороженные полуфабрикаты.
Собственную программу импортозамещения россияне стали проводить и в аптеке. Сейчас 70 процентов респондентов на собственном опыте убедились, что качество отечественных препаратов не хуже, чем у импортных аналогов, 9 процентов думают, что оно даже выше. Но более 21 процента, в основном, это пожилые люди, полагают, что импортные лекарства все равно превосходят по эффективности российские.
«Российская газета» - Спецвыпуск №7300 (134)
Фото взято с сайта http://forpost-sevastopol.ru