Ей звонит с орбиты уральский космонавт

Ей звонит с орбиты уральский космонавт

Екатеринбурженка Нина Евгеньевна Прокопьева – человек с удивительной судьбой. Не знаю, удастся ли в рамках одной публикации передать, как просто, мудро и образно рассказывает она о своей жизни, мечте о полетах к звездам. О том, что воплотить эту мечту удалось одному из пятерых детей Нины Евгеньевны – Герою России, космонавту-испытателю Сергею Прокопьеву.

Последние семь месяцев астронавт звонит маме прямо из космоса. Говорит, что на пилотируемой орбитальной международной космической станции все в порядке, что после выполнения программы не позднее сентября его экипаж вернется на Землю.

«Вырасту – стану космонавтом»

Первый искусственный спутник Земли вышел на орбиту 4 октября 1957 года. Нине Евгеньевне тогда было 9 лет, она хорошо помнит, как ждали люди великого события. Слушали радио, которое постоянно вещало, что «аппарат пролетит над Землей и обязательно попикает».

Девочка к тому времени уже грезила космосом. «Годом ранее мне подарили книжку Константина Циолковского «Вне земли». Мало кто из детей в 8 лет брал в руки книги ученого – теоретика космонавтики. Эта фантастическая повесть потрясла меня, я просто заболела космосом», – рассказывает Нина Евгеньевна.

Мысли Циолковского том, что земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели, овладели школьницей. «Стащила у брата учебник по астрономии, а по вечерам забиралась на крышу с театральным биноклем в руках и подолгу смотрела на звезды», – вспоминает собеседница.

Горько плакала о том, что не она, а Юрий Гагарин совершил первый космический полет, успокаивала себя тем, что настанет время, и она будет работать на большой орбитальной станции. Представляла себя биологом, мечтала, как будет выращивать в космосе разные культуры: «Думала, что пока расту, техника будет совершенствоваться, со временем станет проще летать туда и обратно. А пока записалась в школу юных астрономов».

Там и познакомилась с Валерой Прокопьевым – будущим лётчиком ДОСААФ, парашютистом-инструктором школы и командиром парашютного звена аэроклуба РОСТО. «Впоследствии он стал моим мужем. Правда, интересы наши в то время, да и позднее, когда мы стали супругами, несколько отличались. Меня манили дальние звезды, его интересовали спутники и метеориты», – уверяет Нина Евгеньевна.

Астрономией занималась с удовольствием, однако ближе к 10 классу решила, что выдающегося учёного из неё не получится. Оставалась мечта о путешествии к звездам, но она стала туманной после полета Валентины Терешковой. Ползли слухи о том, что в этом полёте что-то пошло не так и якобы разочарованный академик Сергей Королев сказал тогда, что «больше ни одной бабы не будет в космосе». Вскоре отряд женщин-космонавтов был расформирован.

«Летать и прыгать – это семейное»

В 16 лет девушка записалась в Свердловский аэроклуб, где занимались будущие летчики и парашютисты. «Прыжки с парашютом и летное дело, можно сказать, – наша семейная традиция. Первый затяжной прыжок я увидела своими глазами в 4 года, а запомнила навек», – говорит она.

Её отец в 1930-е годы стоял у истоков создания свердловского аэроклуба, был летчиком. Позднее в летном отряде состоял её старший брат. «В Великую Отечественную мой отец пришел на призывной пункт, но в полетах ему отказали. Большинство наших аэродромов в начале войны фашисты разбомбили. Летчиков много, а летать не на чем. Отец воевал в составе диверсионного подразделения, не раз выполнял боевые задачи в тылу врага», – рассказывает Нина Евгеньевна.

Свердловский аэроклуб в те годы славился на всю страну. Половину сборной СССР составляли свердловские спортсмены-парашютисты. Еще до полета Терешковой двух девушек отобрали в женский отряд космонавтов. «Наша Ирина Соловьева была зачислена в отряд женщин-космонавтов, она являлась дублером Терешковой. Но у Ирины было два высших образования, она – рекордсменка по прыжкам с парашютом. А в космос, как я понимаю, руководство хотело отправить женщину «от сохи, от станка». Поэтому отправили Валентину Терешкову», – рассуждает Нина Евгеньевна.

Свой первый прыжок с высоты в 800 метров она совершила в 17 лет, пройдя хорошую подготовку: «Боялась, но желание прыгнуть пересилило страх. До момента раскрытия парашюта вспомнила всю свою жизнь. Это в 17-то лет! Ну, а потом был восторг необыкновенный».

Однажды ей довелось прыгнуть с высоты в 4 тысячи метров, а стандартных прыжков – с 2600 метров – совершила не одну сотню. Всего на её счету – более 500 прыжков.

Годы занятий в аэроклубе вспоминает с особой теплотой. В парашютном звене занимались в основном студенты, вчерашней школьнице было интересно общаться с ними. «Интеллектуальный народ, в свободное от прыжков и занятий время мы пели любимые бардовские песни – Визбора, Галича, Окуджаву. Замечательное было время», – вздыхает она.

«План – родить пятерых – выполнила»

Современные старшеклассницы едва ли задумывается над тем, сколько у них будет детей. А вот девушки 1960-х иногда обсуждали подобные темы. «Еще в 10 классе думала над тем, сколько у меня будет детей. Одноклассниц спрашивала, какие у них планы на этот счет. Отвечали, что не больше одного-двух, а то и вовсе не надо. А я хотела пятерых, девчонки говорили: вот ты за нас и родишь», – смеётся Нина Евгеньевна.

Новая встреча с будущим мужем в аэроклубе, где Валерий Андреевич работал инструктором, сблизила молодых людей. «Много общего у нас было. Я фантастику любила, и он тоже. Бардовские посиделки нам нравились. А когда Валера вернулся домой после службы в армии, я окончательно поняла, что с этим человеком могу прожить всю жизнь», – констатирует Нина Евгеньевна.

Первых троих сыновей – Александра, Сергея и Валентина – родила одного за другим. «План-минимум выполнила за 4 года, спустя 11 лет появился Евгений, следом – единственная дочь Ирина», – улыбается она.

В глубине души надеялась, что кто-то из пятерых исполнит её заветную мечту: «Они же практически выросли в аэроклубе, постоянно вращались среди парашютистов и летчиков, много времени проводили с отцом на аэродроме в Логиново. Поэтому неудивительно, что их профессии связаны с небом, с лётным делом».

Старший сын Александр окончил Уфимское высшее военное авиационное училище. После выхода на пенсию вернулся в Екатеринбург, недавно в составе экспедиции побывал в Антарктиде. Валентин – мастер спорта международного класса, совершил более 10 тысяч прыжков с парашютом. В настоящее время тренирует спецназ. Младший Евгений окончил Военно-космическую академию имени Можайского и работает инженером-испытателем ПАО РКК «Энергия» им. С.П. Королёва. Именно он проводил тестирование космического корабля, на котором улетал Сергей. Дочь Ирина окончила УрФУ и служила в МЧС.

Сына Сергея Нина Евгеньевна называет летчиком от Бога. В космонавтику он пришел из авиации. После окончания Тамбовского высшего военного авиационного училища служил в ВВС, летал на стратегических бомбардировщиках Ту-22 М и Ту-160 – его еще называют «Белым лебедем». За его штурвалом Сергей участвовал в военном параде на Красной площади 9 мая 2010 года. В тот же год был зачислен в отряд космонавтов. «В отпуске встретился с однокурсниками по училищу, от них и узнал, что идет набор в отряд космонавтов. Он тут же собрался и поехал. Вскоре звонит и сообщает: мама, я прошел в отряд!» – вспоминает Нина Евгеньевна.

Спрашиваю, считает ли она Сергея везунчиком? Отвечает: «Не просто везунчик, а собранный, педантичный и упорный человек. Он многое умеет делать, как и все мои сыновья. Они все умеют готовить, вязать, шить. Мои ребята – рукастые, в этом большая заслуга их отца». Кстати, кулинарное мастерство Сергея пригодилось на МКС. Из той «кормёжки», которую им посылают, он может приготовить и салатики, и тортики. «Один раз даже штрудель ухитрились состряпать. Знаете, американским астронавтам очень нравится еда русских, любят они нашу кормёжку, особенно творожок», – уверяет Нина Евгеньевна.

Дочь города – дочь России

Интересуюсь, за что ей в 2021 году присвоили почётное звание «Дочь города – дочь России». Подумав, Нина Евгеньевна отвечает, что награду получила за сына Сергея, совершившего свой первый космический полет в 2018 году, а в 2022-м вновь полетевшего на орбиту. «Ну, а то, что я после учебы в вузе 20 лет проработала на предприятии «Уралэнергочермет», а потом 13 лет трудилась в социальной службе, наверное, не засчитали. Хотя сама я думаю, что заработать такой стаж с пятью детьми непросто», – полагает она.

Вспоминает, как трудно жилось семье в 1990-е годы. «Полгода мы просидели на заводе без зарплаты, потом нас разогнали. А у меня – двое младших, которых надо растить, водить в спортивные секции. Я хотя и окончила курсы секретарей-референтов, но в возрасте 40 лет с ногами «не от ушей» в качестве секретаря оказалась невостребованной», – иронизирует Нина Евгеньевна.

Ей посоветовали устроиться в социальную службу, где платили хоть и скромно, но стабильно. «Свободный график позволял мне не оставлять без присмотра детей. Тогда всюду торговали наркотиками, подсаживали на зелье подростков, я следила за тем, чтобы с моими детьми не приключилась эта беда», – говорит Нина Евгеньевна.

Сегодня её саму регулярно посещает социальный работник. Помогает в домашних делах, покупает продукты. Взрослые дети стараются быть на связи и по возможности навещать любимую маму.

«Я не привыкла жаловаться и считаю, что в жизни у меня все получилось замечательно и здорово», – говорит Нина Евгеньевна. Подрастают внуки и трое правнуков, но пока непонятно, есть ли у младшего поколения тяга к звездам.

Сергей, который сейчас находится на МКС и является командиром станции, звонит регулярно и даже проводит для мамы виртуальные экскурсии.

Интересуюсь, что он ей говорит. «Говорит, что работают с удовольствием. Я слушаю и завидую белой завистью. И хотя случившаяся недавно частичная разгерметизация корабля сорвала им рабочий график, думаю, что к сентябрю они выполнят намеченную программу», – надеется мама.

Еще она не теряет надежды на то, что полеты в космос кардинально изменятся и люди будут использовать для путешествия к звездам совсем другие технологии. «А не ракеты, которые разрушают озоновый слой Земли», – поясняет свою позицию Нина Евгеньевна. Тем более что разработки по безопасным космическим путешествиям ведутся постоянно. Например, белорусский ученый-изобретатель Анатолий Юницкий предложил миру принципиально новую астроинженерную транспортную систему.

«Это так называемое «колесо Юницкого», способное разгоняться по всему экватору планеты и достигать ближнего космоса. Но для внедрения разработки необходимо, чтобы страны всего мира дали «добро» и объединили усилия», – заключила Нина Евгеньевна.

Редакция «Пенсионера» поздравляет и маму уральского космонавта, и всех, кто причастен к освоению космоса. Успешных стартов посланцам нашей страны и не менее удачных возвращений!

Наталья Горбачева

Фото:
из архива семьи; Областная газета
15:45
858
Загрузка...