Ну, сколько можно врать?
В честь Победы каждый год выходит на экраны немало кино- и телефильмов о войне. Это и новые версии известных сюжетов, и попытки осмыслить военную тему спустя десятилетия. Иногда получает откровенная халтура.
Имел несчастье 9 Мая посмотреть на НТВ очередное унылое зрелище о Великой Отечественной войне. Этот кинобред назывался «Топор».
Вот как описывали фильм в аннотациях: «Сибирский отшельник, чья жизнь была разрушена жерновами Великой Октябрьской революции, проводит 17 лет в добровольном изгнании. Узнав о нападении фашистской Германии на СССР, бывший казачий офицер, не задумываясь, устремляется на фронт, чтобы защитить родную землю».
По сюжету, отважного героя злобные НКВД-эшники всячески не пускают на фронт. Почему? Непонятно. Тогда даже уголовников из тюрем выпускали — тех, кто соглашался пойти на фронт. Нет, главный герой доблестно прорывается через все преграды: молодого, раненого и глупого начальника станции, знакомого комбрига… И отправляется-таки воевать.
На фронте его из-за возраста назначают в коноводы, не берут ни в разведку, ни на передовую. Почему? Людям, мало-мальски знакомым с историей страны, тоже не очень понятно. В фильме причину объясняют возрастом, хотя в реальности на места коноводов назначали, как правило, малограмотных, но умеющих обращаться с лошадьми деревенских ребят. Наш главный герой и карты читать умеет, много чего знает, о чем осведомлена едва ли не вся рота.
В результате именно «дед» — так по фильму его звали в бригаде — топором рубит в капусту разведгруппу войск СС, а тех, кто спал, забрасывает гранатами. Ссылка в конце фильма даётся на якобы реальных действующих лиц, которые должны были, по мысли авторов фильма, придать достоверности этому эпическому бреду. Бросились в глаза ляпы – наверняка, не все, потому что плевался от просмотра и что-то мог пропустить. Итак, едет наш коновод на передовую из ближайших тылов бригады. Раздаётся взрыв, его волной сбрасывает с телеги. Лошадям хоть бы хны, они никуда не убежали, а вот оглобля перебита. Что делает главный персонаж? Привязывает к оглобле топор! Дело, между прочим, происходит в лесу… Думаю, не надо показывать этот фильм в деревне, где ещё держат лошадей, — мужики от смеха загнутся.
Далее по фильму бригада ведёт тяжёлые бои, её утюжит тяжёлая артиллерия противника, расположение которой разведчики никак не могут найти. В медсанбате раненого героя выхаживает медсестра — белая да румяная, и выглядит, как после курорта. В палате — чистота и белизна, ни одного раненого, кроме нашего главного героя, хотя я напомню о том, что бригада находится в бою. Райская тишина вокруг, ни стонов раненых, ни беготни санитаров, ни ругани…
Позднее, уже на фронте, главного героя фильма «Топор» забирают оперработники НКВД и на машине везут в тыл. Автомобиль попадает под обстрел «мессершмитта», но отважный казак ухитряется уцелеть, сидя в тесной легковушке между оперативниками, которые меж тем погибают. Конечно, на фронте бывало всякое, но о таких случаях лично я не читал.
К актёрам претензий нет, добротно сыграли то, что им положено по роли. Но вот к режиссёру этой мути Владимиру Семёновых есть три вопроса: вы, уважаемый, хоть что-нибудь о Великой Отечественной войне читали? У вас кто-то из родни воевал? И если да, то не стыдно ли перед их памятью за такую киностряпню?
Андрей Сальников