Уходит в прошлое деревня?
Наша деревня Соколова стоит на живописном берегу реки Ницца. Многолюдно было здесь в нашу молодость, весело, шумно. В каждом дворе – множество детей, все жители держали подсобное хозяйство. И колхоз наш был не из последних в районе.
В 1960-е годы укрупнили пять деревень, что находились в ведении Рудновского сельсовета. Появился колхоз им. Крупской. Его председатель Иван Иосифович Лобанов вывел его на одно из первых мест в районе. Позже талантливого руководителя направили строить свиноводческое откормочное хозяйство близ Ирбита. К сожалению, последний руководитель колхоза в 1990-е годы с делами не справился, колхоз стал разваливаться.
В 1993-95 годах незаметно исчезла крупная свиноводческая ферма. Даже корпус железобетонный разобрали. Деревня опустела. Колхозникам стало негде работать: поля, покосы стояли заброшенные. Потом на это «лежачее» хозяйство нашелся энтузиаст Сергей Михайлович Балакин, организовал сельхозкооператив. Год за годом восстановил выращивание крупного рогатого скота, наладил кормовую базу, удои выросли. Но большого числа работников ему не требуется.
Старые люди доживают в домах, где поколениями жили их родные. В деревне нет в живых уже ни одного фронтовика, постепенно уходят труженики тыла, «дети войны». Молодежь, получая специальность, уезжает из родных мест, потому что работы нет. А как хочется, чтобы жила деревня!
Думая о будущем, в 2008 году я согласилась участвовать в реставрации часовни.
Староста Ирбитского прихода договорилась с председателем сельсовета и председателем кооператива, С. Балакин помог — обеспечил материалом и выкупил купол за 80 тысяч рублей. Конечно, ко многим спонсорам пришлось обращаться, я на кирпичики с населения собирала по 150 рублей, по 250 рублей – на крест. Спасибо всем, в 2012 году открыли часовню, каждый престольный праздник приезжает батюшка, проводит службы. Когда 19 августа на день села съезжаются ближние жители, чья родина здесь, мы обязательно ходим в часовню помолиться. Но беда – стариков становится все меньше…
Деревня пустует, теперь даже собака редко пробежит. Без конца жителей слухами пугают: мол, то почту закроют, то ФАП. Пришлось писать в Екатеринбург, собирала подписи за то, чтобы почту не закрывали, ведь для стариков почтальон – первый помощник. Оставили отделение, хоть и с неполной рабочей неделей.
Очередная беда: закрыли магазины в малых деревнях. Видите ли, невыгодно содержать такие магазины, где мал товарооборот. И вот четыре деревни остались без магазинов: Соколовка, Кокуй, Боровая, Удинцева. Приходится за несколько километров в любую погоду ходить в магазин деревни Рудно. Что ж получается?
Выходит, 360-370 человек не нужны государству? Ведь живут в деревнях пожилые люди, больные, семьи с детьми, им каждый день надо приготовить поесть. Надо идти за покупками километры, а по какой дороге — кто ее заасфальтировал? В других райпо организовали автолавки, у нас — нет. Писали об этом в Законодательное собрание Свердловской области, оттуда наказ дали председателю местной думы, да без толку. Воз и ныне там.
Вот со старушками-односельчанками и решили написать в газету, может, что-то продвинется. Просим помочь в организации торговли для малых деревень.
Земля испокон веков кормила крестьян. Но телевидение ничего не говорит об их труде, одни артисты на экране. Фильмы криминальные, сплошной ликбез для бандитов. Центральные известия передают только про аварии, да шоу разные показывают — политические, музыкальные. А почему бы не рассказать, как дела идут на производствах? Много зерновых собрали, а где хлеборобы? Много руды добыли, много стали выплавили, а где рабочие? Даже мультики показывают жестокие, нет для детей поучительных передач. Что у нас, одна профессия – артист? Почему о династиях военных, ученых, хлеборобов, учителей, врачей не рассказывают? Что уж тогда говорить о возрождении села….
Алевтина Пляскина, п. Пионерский, Ирбитский район