​Про Чубайса, ваучеры и выборы

​Про Чубайса, ваучеры и выборы

Замечательный все-таки у нас народ. Жизнь его не балует, но он не ожесточается, не черствеет душой, сохраняет способность думать не только о себе, но и о других.

Казалось бы, какое дело тем, кто уже вышел на заслуженный отдых, до предстоящей пенсионной реформы? Ведь их она уже не коснется. Ан нет! Переживают они не только за своих детей, которым придется дольше работать, но и за чужих им людей.

— Шел вчера по улице, увидел бригаду дорожных рабочих, среди них мужик – явно мой ровесник, — рассказывает Михаил Григорьевич Пахомов из Нижнего Тагила. – Пожилой, лицо изможденное, в морщинах, а он лопатой орудует. Так мне его жалко стало. Сам я по горячему стажу на пенсию рано ушел, но ведь не всем так повезло.

Действительно, у нас еще много тяжелого труда. И если чиновник, клерк, преподаватель смогут перенести отсрочку пенсии на пять лет, то многим строителям, водителям, трактористам лишняя трудовая пятилетка будет в тягость. Жаль, что в министерских кабинетах этого не понимают.

Эхо из прошлого века

Не перестаю восхищаться и другим качеством наших читателей: они ни слова, ни строчки на страницах газеты не пропустят. После выхода очередного номера пошли звонки: «Вот вы написали про ваучеры…» Сначала мои коллеги, которые поднимали телефонную трубку, не поняли, о чем речь: когда мы писали про ваучеры, где? Но быстро разобрались. О них я мимоходом упомянула в материале «Есть приемы против лома!», посвященного программе повышения финансовой грамотности населения, которую запускают в нашем регионе. Это упоминание и вызвало шквал откликов.

«В 1993 году я сдала ваучеры в страховую компанию «АСКО-капитал», — рассказывает Мария Андреевна Мурзинова из села Русский Поташ Ачитского района. – С той поры получаю от них лишь годовые отчеты. Лучше бы они сходили с этими бумажками в одно место!»

Подобных жалоб от читателей пришлось выслушать множество. Разнились в них лишь названия компаний и банков, где бесследно канули приватизационные чеки. Кто-то сделал на этой афере века состояние и продолжает получать дивиденды, а простым людям достаются лишь бесполезные отчеты. Именно безнаказанность мошенников и возмущает людей больше всего. Главный ваучерный пропагандист и агитатор Анатолий Чубайс жив-здоров, трудится, процветает. И вряд ли чувствует свою вину за то, что миллионы соотечественников не получили за ценные бумаги, которые инвестировали в предприятия, ни шиша. В выигрыше оказались лишь сам Чубайс со товарищи, да еще, как ни грустно это звучит, те, кто продал свой ваучер за пару тысяч рублей или обменял на пару бутылок водки. Они получили хоть какую-то выгоду.

По большому счету, нам нужен не столько финансовый ликбез для населения, сколько неотвратимость наказания для тех, кто население обманывает: загоняет в долговую яму скрытыми процентами по кредитам, впаривает не имеющие никакой ценности «ценные бумаги», навязывает ненужные услуги, плацебо-таблетки, псевдомедицинские приборы…

Опасные трубы

«Пенсионер» часто пишет о правилах безопасного обращения с газом, с огнем. К сожалению, немало трагедий случается из-за неисправного газового оборудования или неграмотной его эксплуатации, из-за беспечности людей. Но Леонид Васильевич Степанов, проживающий в деревне Измоденова Белоярского района, задал теме новый поворот.

— Нашу деревню газифицировали десять лет назад, — рассказывает он. – То, как это сделано, вызывает сильное беспокойство. В многоквартирном доме газовая труба проходит прямо по стене, за которой расположена наша квартира. Мы даже окно боимся открыть – вдруг рванет по сварке? Сейчас собираются делать новую отводку – к бывшему детсаду, и снова на уровне нашей квартиры. Почему не спрашивают мнение собственников, когда речь идет о безопасности их жилища? Почему вообще газопроводы в населенных пунктах ведут открытым способом?

Что ж, вопрос резонный. В крупных городах коммуникации прячут под землю, а в селах и деревнях, да и по окраинам городов, сплошь и рядом газопроводы открыто тянутся вдоль улиц и зданий. Понятно, что это менее затратно. Но вот безопасно ли? Обоснованна ли тревога семьи Степановых? Ответы мы надеемся получить от специалистов газовой службы.

Кто кого содержит

Чем дольше идет обсуждение предстоящей пенсионной реформы, тем более интересные мнения высказывают читатели. В частности, они анализируют главный аргумент сторонников повышения пенсионного возраста: мол, население стареет, работающих становится все меньше, скоро им не по силам будет содержать неработающих.

— Я, конечно, не большой экономист, — со смешком начинает разговор Сергей Леонидович Мелкозеров из Кушвы, — но и мне понятно, что демографией всего не объяснишь. Наша Кушва была «городом заводов», а теперь что? Предприятия позакрывали, работать негде. К тому же многие трудятся нелегально, ни налогов, ни взносов не платят. Откуда же деньги на пенсии возьмутся?

О нехватке рабочих мест мне сообщали из разных уголков области: и из городов, и особенно – из сельских районов. Люди подчеркивают: правительству и депутатам надо озаботиться созданием новых производств, без этого повышать пенсионный возраст бессмысленно. Если даже молодым негде работать, то кому нужны пожилые?

— Некоторые депутаты с гордостью сообщают, что проголосовали против пенсионной реформы, — продолжает С. Мелкозеров. – Какая в том доблесть? Что они сделали, чтобы поднять экономику страны? На мой взгляд, самые нерентабельные и бесполезные предприятия – это думы, которые есть в каждом регионе, в каждом городе. Какой от них толк? Что ни закон, то либо поблажка жуликам, либо очередные поборы с народа. Сколько денег тратим на содержание всех этих парламентов – страшно представить.

Мы не знаем, кого выбираем

Тема выборов, выборных органов живо интересует читателей. В частности, многих беспокоит апатичность избирателей.

— Зря отменили порог явки, — считает Павел Евгеньевич Тарасов из Полевского. – Ведь что получается: если в голосовании принимает участие 30 процентов избирателей, значит, к власти приходят люди, которым доверяет мизерная часть населения.

Действительно, мы привыкли ругать депутатов и губернаторов за равнодушие к нашим проблемам. Но ведь и мы проявляем равнодушие к тому, кто займет выборные должности. Ленимся поинтересоваться, кто баллотируется, какая у него программа, ленимся пойти на избирательный участок, выразить свою волю. Да еще оправдываем свою апатию тем, что все без нас решено.

Однако жители Владивостока, Хабаровского края и Владимирской области доказали, что при желании можно настоять на своем. Для этого не потребовалось ничего экстраординарного: надо было просто прийти и проголосовать.

— Выборы сейчас проходят вяло и неинтересно, — говорит Татьяна Павловна Игнатьева из Екатеринбурга. – Раньше такого не было. Была яркая агитация, кандидаты встречались с избирателями, собирали наказы, выступали со своими программами. А что сейчас? Кое-где рассуют листовки по почтовым ящикам, встретятся с жильцами двух-трех домов – и все. Люди чувствуют, что они кандидатам не интересны, вот и не идут на выборы.

Отрезаны от жизни

Нередко читатели задают журналисту вопросы, на которые он не может ответить. Например, Любовь Анатольевна Чуприна из деревни Талман Талицкого района поинтересовалась, почему ей и ее подругам перестали доплачивать к пенсии 837 рублей, которые причитаются за звание ветерана труда.

— Об этом надо узнавать в Пенсионном фонде, — объяснила я.
— Для нас целая проблема туда попасть, — услышала в ответ. – Мы же отрезаны от мира.

Увы, в XXI веке деревенские жители чувствуют себя, как Робинзон на необитаемом острове. Автобус из Талмана в райцентр ходит раз в неделю – по четвергам. Остальные дни – невыездные. Ни медпункта, ни фельдшера в деревне тоже нет. Хорошо, хоть «скорая помощь» в экстренных случаях приезжает, да почта и магазин работают.

Договорились мы с Любовью Анатольевной, что напишет она в редакцию письмо, а мы переправим его в Пенсионный фонд. Почта-то еще в деревне функционирует!

Татьяна Бурова

Загрузка...