Первый хормейстер
В октябре исполнилось 100 лет со дня рождения Неонилы Мальгиновой – первого хормейстера прославленного Уральского народного хора.
Первый состав коллектива, напомним, был набран в разгар Великой Отечественной войны – в 1943 году. Формировался он в основном из двух «песенных гнезд» области - самодеятельных хоров села Измоденово Белоярского района и села Покровского Егоршинского района. Впоследствии кастинг певцов и танцоров происходил по строгому принципу одаренности, без учета места проживания и профессии. Из кружков художественной самодеятельности разных городов и сел в хор и танцевальную группу поступали колхозница, комбайнер, слесарь, санитарка, библиотекарь, токарь, сотрудник института…
Очень тяжелым был самый первый период. По воспоминаниям первых участников хора, сначала они жили в Доме крестьянина в больших комнатах, спали по два человека на койке. Получали по карточкам по
Молодой хормейстер Неонила Мальгинова учила исполнителей глубже вникать в содержание песен, добиваться слитного и выразительного звучания. При этом она сама училась у них народной манере пения, сочинению подголосков, украшению мелодии. Дело в том, что многие интересные детали, мелодические ходы, даже целые подголоски народные певцы сочиняют непосредственно во время исполнения - импровизируют. И важно было закрепить свежие находки. Добиваясь ровного и полного звучания хора во всех регистрах, хормейстеры пробовали, например, прививать певцам некоторые навыки, принятые в академическом хоровом исполнении. Но от этого хор начинал звучать глуше, естественные звонкие голоса утрачивали безыскусную красоту и блекли…
Пришлось выдержать много споров и дискуссий с ревнителями чистоты русского языка, считавшими окающий говор уральцев показателем низкой культуры, хотя распевы народных песен органически сливались с манерой произношения.
Неонила Александровна Мальгинова, которая была хормейстером коллектива на протяжении многих лет, часто рассказывала молодым артистам интересные истории из жизни прославленного коллектива.
Например, об очень счастливой судьбе песни «Под окном черемуха колышется». Эту задушевную мелодию руководители хора случайно услышали в вагоне поезда, а затем взяли в свой репертуар. В первой же гастрольной поездке Уральского народного хора по республикам СССР весной 1948 года зрители услышали «Черемуху» и не только приняли ее с восторгом, но и просили повторить. А позже, в августе 1951 года. исполнение этой песни на первом международном конкурсе на III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине превратило ее в легенду.
Условия конкурса были довольно жесткими: разрешалось исполнить только две песни и один танец. Первенство оспаривали 37 народных хоров и более 40 танцевальных коллективов. В жюри - крупнейшие знатоки хорового пения из десяти стран, а в зрительном зале – любители искусства почти из всех стран мира. Причем слушателям категорически запрещалось аплодировать артистам. Но после того, как задушевно и проникновенно отзвучала «Черемуха», зрители встали, презрев запреты, над головами поднялся лес рук, в которых трепетали тысячи платков с эмблемой фестиваля – белым голубем на голубом фоне. И хоровая, и плясовая группы Уральского народного хора на этом крупнейшем международном форуме завоевали первые почетные призы.
В последние два года своей жизни Неонила Александровна Мальгинова не работала, и когда артисты навещали ее, учительница и наставница неизменно просила их что-нибудь спеть. В ноябре 2006 года коллектив Уральского народного хора провожал ее в последний путь. Прощаясь с первым своим хормейстером, артисты тихо пели ее любимую «Под окном черемуха колышется…». У многих в глазах стояли слезы.
Раиса Гилева
Фото из архива Уральского народного хора