Покаяние не к месту
Выступление российского гимназиста в бундестаге Германии вызвало шквал возмущения в российском обществе. Одни клеймят подростка позором за слова о «невинно убиенных» фашистах, другие возмущаются современным уровнем преподавания истории в школе, третьи размышляют о том, как привить молодежи истинный патриотизм, но чтобы при этом не возникло ненависти к другим народам.
Журналисты «Пенсионера» решили поделиться своими размышлениями по поводу нашумевшей истории. Конечно, ждем откликов читателей!
Что такое «гордость за страну»
Когда лучше писать о событии, взбудоражившем общество: по горячим следам или после небольшой паузы? В каждом варианте есть плюсы и минусы. В первом случае преобладают эмоции, во втором – размышления. К тому же со временем всплывают новые подробности и факты.
С момента, когда школьник из Нового Уренгоя Николай Десятниченко своей речью в парламенте Германии о судьбе пленного солдата вермахта вызвал слезы умиления у немецкой публики и шквал возмущения у россиян, прошло две недели. Страсти за это время не улеглись, уж слишком болезненной оказалась тема, но оценки стали более взвешенными, начались размышления на тему «кто виноват, и что делать?»
Напомним, с чего все началось: 19 ноября в бундестаге прошел траурный митинг, на котором российские и немецкие школьники представили проекты, «посвященные памяти жертв войны и тирании». От имени России выступали мальчик и две девочки – учащиеся престижной гимназии. Все трое рассказали о судьбах немцев-военнопленных, все трое выразили сожаления о «невинно погибших» Георге и двух Юлиусах. Однако наибольшее неприятие у россиян вызвала речь Николая Десятниченко. Почему? Потому, что прозвучавшие в ней формулировки и оценки оскорбительны для миллионов тех, кто 9 Мая встает в ряды «Бессмертного полка» с портретами предков, павших в Великой Отечественной.
Цитирую: «Я узнал биографию Георга Йоханна Рау… Георг был одним из 250 тысяч немецких солдат, которые были окружены Советской Армией в так называемом «Сталинградском котле»… История Георга и работа над проектом тронули меня и подтолкнули на посещение захоронения солдат вермахта вблизи города Копейск. Это чрезвычайно огорчило меня, поскольку я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не хотели воевать».
Я несколько раз посмотрела видеозапись выступления наших и немецких ребят в бундестаге. Царапнули три вещи. Первая: обороты речи российских подростков местами смахивают на перевод с немецкого. Вторая: в выступлениях немецких ребят, в отличие от наших, не прозвучало никакого покаяния за нападение гитлеровской армии на СССР, за десятки миллионов убитых солдат и мирных жителей. Третья: по реакции слушателей в бундестаге было видно, что они торжествуют. Еще бы! Речи русских подростков пролили бальзам на сердце – правнуков победителей удалось убедить, что их прадеды так же виновны в кровавой бойне 1941-1945 годов, как и гитлеровские вояки.
Правда, мама Николая в оправдание сына рассказала, что изначально его выступление было более длинным, там говорилось и о его дедушке-герое, а сам Коля перед поездкой в Германию купил копию знамени Победы и сфотографировался с ним у рейхстага. Однако принимающая сторона текст сократила и выправила, оттого, мол, и произошел перекос. Но неужели мама не видела, к чему привела правка? Почему не посоветовала сыну отказаться зачитывать речь, если акценты оказались смещены? Хотела, чтобы Николай сорвал свою минуту славы на престижном мероприятии? Он ее сорвал. Только слава оказалась дурной, с душком.
Полностью согласна с Дмитрием Песковым, пресс-секретарем Президента РФ, который заявил, что не надо подозревать школьника в пропаганде нацизма, и призвал прекратить травлю мальчика. Но еще больше я согласна с писателем Захаром Прилепиным, который ткнул всех в корень проблемы: «Да какой, к чертям, мальчик? Перечитайте, как бережно и любовно Солженицын описывает феномен генерала-предателя Власова в «Архипелаге ГУЛАГ». Чудесная Улицкая не так давно высказалась в том стиле, что французы повели себя лучше русских - они не стали воевать с Гитлером и «сберегли своих»… У нас каждый видный деятель культуры считал своим долгом ноги вытереть о Советскую власть, о кровавого товарища Жукова, комиссаров и СМЕРШ. А теперь… мальчик, оказывается, во всем виноват».
На заре перестройки на Средний Урал приехали журналисты французской «Юманите». Выступая перед уральскими коллегами, один из них выразил изумление тем, что русские коммунисты с таким азартом трясут «пыльным мешком» над своей головой, и сомнение в целесообразности подобных действий.
С той поры масштабы развенчаний наших собственных успехов, побед и завоеваний увеличивались. Мы покаялись в реальных и мнимых грехах, повинились перед обиженными и перед обидчиками. Но оценили ли это в мире? Как бы не так! Воспользовавшись ситуацией, там поменяли черное на белое, минусы на плюсы. Гитлера и его многочисленных союзников провозгласили борцами с коммунистическим режимом и освободителями, а СССР – оккупантом.
Правда, при новой «шкале ценностей» оказалась неопределенной роль США и Великобритании. Раньше все было ясно: они вместе с СССР победили фашизм. А теперь получается, что воевали на стороне оккупантов против борцов с коммунизмом? Хватит ли храбрости у реформаторов истории кинуть камешек в огород янки и англичан? Нет, бывшие союзники Гитлера, «жертвы советской оккупации», как-нибудь вывернутся, найдут способ и Россию уесть, и своих не задеть.
Побежденные стараются взять реванш над победителями. Это надо осознавать, вести уроки истории с учетом этого. Детям свойственна жалость, но надо контролировать, кто играет на этой жалости. Вражеского солдата, который попал в плен и умер вдали от родины, можно и нужно пожалеть. Россиянам вообще не свойственна жестокость к поверженному врагу. У нас всегда к пленным относились по-человечески. В отличие от фашистов, за колючей проволокой под открытым небом не держали, голодом не морили.
Пожалеть врага можно, но каяться перед ним недопустимо, ибо тем самым мы предаем своих павших воинов. Тех самых, что лежат в могилах в родной земле и по всей Европе, чьи надгробия и памятники безжалостно сносят реваншисты нацизма.
Если бы гимназист из Нового Уренгоя выступил с речью о «невинно убиенных» немецких солдатах в 1990-е, ее бы никто особо не заметил, она потонула бы среди множества подобных речей.
Нынче время для подобного заявления явно не то. Германия поддерживает курс властей Украины, Прибалтики, которые объявляют оккупантами тех, кто воевал с фашизмом, а героями – тех, кто сражался на стороне Гитлера. Не щадят ни живых, ни мертвых. Запрещают праздновать Победу над фашизмом, вносят в черные списки тех, кто осмеливается это делать, срывают георгиевские ленточки, избивают ветеранов и их потомков…
Мой муж в войну был пацаненком. С 1943 года неподалеку от дома, где он жил, на стройке работали пленные. Мальчишки бегали посмотреть на фашистов. Муж рассказывал, что немцы старались угостить их хлебом или сахаром, но взять угощение «у фашиста» считалось позором: у кого-то отцы воевали, у кого-то уже погибли, у кого-то вернулись ранеными или искалеченными.
Полуголодные дети войны знали, что такое гордость. И нам, взрослым, надо серьезно подумать, как привить это чувство нынешним сытым детям.
Татьяна Бурова
История не терпит вольностей
Николай Десятниченко из Нового Уренгоя «прославился» своим выступлением в парламенте Германии. Всю речь его приводить не буду, желающие всегда могут найти ее в Интернете. И оправдания его мамы насчёт того, что «правильную» семиминутную речь сократили до двух минут, и потом все неправильно поняли, не выдерживают никакой критики. Обо всём по порядку.
Вот цитата Николая, которую приводит информагентство znak.com:
«… в сотрудничестве с Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями я узнал и подробно изучил биографию Георга Йохана Рау… он сражался в качестве солдата ПВО в Сталинградской битве 1942-1943 годов…
Георг был одним из 250 тысяч немецких солдат, которые были окружены Советской армией в так называемом «Сталинградском котле». После прекращения боев он попал в лагерь для военнопленных. Только 6 тысяч из этих военнопленных вернулись домой. Георга среди них не было… Лишь в прошлом году семья Георга получила информацию от Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями, что солдат умер от тяжелых условий плена 17 марта 1943 года в лагере для военнопленных в Бекетовке. Возможно, он был похоронен среди 2006 солдат близ лагеря».
А вот что говорят исторические факты: в плен из 250 тысяч немецких солдат и офицеров под Сталинградом попали только 93 тысячи. Большинство из них были сильно истощены за время нахождения в «котле», что и послужило основной причиной значительной смертности в плену. Кроме того, 40 тысяч из них нуждались в срочной госпитализации не только из-за истощения, но и из-за заболеваний. Основные диагнозы: дистрофия, сыпной тиф, дифтерия, дизентерия, обморожение, психическое истощение.
Под Сталинградом в поселке Бекетовка экстренно был организован лагерь №108. Срочно госпитализированы были 35 тысяч пленных; 28 тысяч отправлены на лечение в другие лагеря; 20 тысяч человек из тех, кто не был тотально истощён, оставили для работ по восстановлению разрушенного до основания города.
Никакого геноцида побежденного противника не было. Всё было с точностью до наоборот. Медкомиссия ежемесячно осматривала контингент. Врачи лечили раненых и больных. Ослабленным пленным, а их было большинство, выдавали увеличенные на 25 процентов пайки, включая
Знает ли Коля, жалеющий пленных немецких солдат, о том, что военнопленных в СССР кормили лучше, чем тех, кто тогда работал на заводах и фабриках, кто в деревнях пахал на коровах? Советских солдат в плену немцы кормили так называемым русским хлебом – запечённой смесью, наполовину состоявшей из очисток сахарной свёклы, на четверть из целлюлозной муки и ещё на четверть – из нарубленных листьев или соломы. А теперь сравните с советскими нормами: пленным солдатам в сутки полагалось по полбуханки ржаного хлеба, полкило варёного картофеля,
А как при этом кормили гражданское население СССР? Снабжение продовольствием населения городов в годы войны на разных территориях различалось. Нормы утверждали горисполкомы, облисполкомы или правительства АССР. По нормам снабжения все население страны делилось на четыре группы: рабочие и приравненные к ним, служащие и приравненные к ним, иждивенцы, дети до 12 лет. Правом преимущественного снабжения по карточкам пользовались работники отраслей народного хозяйства, непосредственно обеспечивавших нужды фронта. К примеру, в Татарской АССР действовали такие нормы:
- хлеба в сутки: рабочие 800-
- сахара в месяц: рабочие 500-
На оборонных предприятиях порой выдавали талоны на дополнительный обед - около
Почему не озаботился мальчик Коля судьбой советских военнопленных из того же Сталинградского котла? В Интернете, на который он ссылался, можно найти фотографии советских солдат, погибших в немецком лагере «Госпитомник» под Сталинградом
Из фашистского плена не вернулось более половины плененных наших бойцов: из 6 206 тысяч советских военнопленных казнены были 3 291 тысяча человек. А сколько умерло от жутких условий содержания?
По сути, выступление Коли в бундестаге - это диагноз нынешней системы образования и результат десятилетий либеральной пропаганды, до сих пор предлагающей жалеть наших бывших противников и ненавидеть собственную страну.
Андрей Сальников