Севастополь - память героев войны
Каждый год в начале мая редакция нашей газеты отправляет своего корреспондента в разные города страны с почетным заданием рассказать, как потомки победителей отмечают День Победы. В прошлом году я побывала в Москве, а в этом - в Севастополе.
Первый боевой приказ
Этот город принял удар гитлеровской авиации раньше официального времени объявления войны: 22 июня 1941 года в 3 часа 06 минут начальник штаба Черноморского флота адмирал Иван Дмитриевич Елисеев приказал открыть огонь по немецким самолетам, вторгшимся в воздушное пространство СССР. И этот город много дней и ночей продолжал сражаться с фашистами уже после того, как официально было объявлено о его сдаче.
В этом году город-Герой отмечал в мае сразу две даты – 75-ю годовщину освобождения от фашистских захватчиков и 74-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Севастопольцы постарались – помимо обычного для других городов парада войск и техники, по улицам прошли принимавшие участие в боях тридцатьчетверки и «катюша», а также отреставрированные санитарные автомобили, мотоциклы, эмки, полуторки ГАЗ и ЗИСы, в которые ехали фронтовики и юнармейцы.
А потом по городу пошел «Бессмертный полк».
Из Краснодона и Башкирии
В отличие, скажем, от Москвы, здесь все проще. Влиться в ряды потомков с портретами фронтовиков можно в любом месте по пути шествия полка. Поэтому многие решили сначала посмотреть военный парад и с раннего утра выстроились вдоль бульвара с воздушными шариками, с фотографиями своих героических родственников. Как оказалось, в Севастополь народ съехался со всего бывшего Советского Союза.
Татьяна и Константин приехали из города Курганинска Краснодарского края. На двоих у них четыре транспаранта.
- Два моих деда, - рассказывает Константин, - воевали с 41-го по 45-й. На одного из них приходила похоронка, но, к счастью, он оказался жив. Дважды был в плену, дважды убегал и снова шел воевать.
У Татьяны прадед и дед погибли. Григорий Николаевич Савченко пропал без вести 20 ноября 1941 года, и найти его следы пока не удалось. Про деда, Ивана Игнатьевича Шкирявого, известно чуть больше. Он сражался в 7-й бригаде морской пехоты, погиб в июле 1942 года в боях на 35-й батарее – последнем оплоте обороны Севастополя. Там красноармейцы и моряки еще много дней продолжали сражаться с фашистами уже после того, как поступило распоряжение Ставки об оставлении Севастополя.
Факт
В 2017 году Президент России Владимир Путин утвердил поправки в закон «О ветеранах», уточняющие дату начала обороны Севастополя. Раньше ею считалось 5 ноября, теперь – 30 октября 1941 года.
Александр и Аскар приехали из Башкирии.
- К сожалению, о своем деде Шайхи Галимове мне мало что известно, - признается Александр. – Он о войне почти не рассказывал, а я не расспрашивал. Знаю лишь, что был он рядовым и сражался в Севастополе.
Дед Аскара – гвардии лейтенант Гали Нагуманов с Украинским фронтом дошел до Берлина. Дважды был ранен, но после госпиталей возвращался в строй. О войне рассказывал внуку много, но того, как он признается, по малолетству интересовали в основном танки, «катюши», гаубицы.
- Сначала дед воевал в мотопехоте, на тридцатьчетверке, а потом, как сейчас бы сказали, занимался логистикой, - говорит Аскар.
«Проворный», за ним «Отважный»…
Движение «Бессмертный полк» - не застывший организм. Каждый год в разных городах появляются некие новации. В Севастополе в шествии отдельным потоком прошли ветеранские соединения. Об этом явлении сейчас много спорят, не все оценивают его одинаково. Думаю, время все расставит по своим местам, отмечу лишь то, что мне понравилось.
Ветераны армии и флота пронесли транспаранты с названиями боевых соединений и кораблей, которые принимали участие в сражении за Севастополь – как в период его обороны, так и освобождения от врага. Это, на мой взгляд, замечательно, ведь у многих погибших не осталось родных, и благодаря молодым ветеранам, нынешним командирам армии и флота, павшие смогли встать в «Бессмертный полк».
- Строимся, - командует офицер, - «Сообразительный», за ним «Проворный» и «Отважный»!
Молодые матросы с транспарантами вливаются в общий поток. Следом за ними идут колонны ветеранских организаций – с портретами воинов самых разных подразделений.
А вот сотрудники музея-заповедника Херсонеса Таврического прошли в общей колонне «Бессмертного полка».
- В тяжелом 41-м многие наши бывшие коллеги ушли на фронт, участвовали в защите Севастополя, - не прерывая шага, рассказывает мне одна из женщин. – И мы решили, что должны пронести портреты тех солдат, у кого не осталось родных.
Молодую женщину Ладу из Ялты пройти в «Бессмертном полку» по Севастополю попросила мама, которая живет в Донецке. Она переслала дочери фотографии дедов, та изготовила транспаранты.
- Я первый раз участвую в шествии и пока мало что знаю о своих родственниках, - рассказывает Лада. – Один дедушка, Григорий Матвеевич Матюшов, с боями прошел от Донецка до Берлина, а второй, Александр Фомич Дрофа, был ранен. Но оба вернулись с войны живыми. Сейчас, конечно, я займусь поисками информации о них.
Елена Михайловна Федорова участвовать в шествии уже не может – годы отнимают последние силы. Но с портретами отца и мужа стоит на крылечке, мимо которого бесконечным потоком течет «Бессмертный полк».
- О своем отце, Михаиле Дмитриевиче Лущике, знаю лишь то, что он погиб 3 июля 1942 года при обороне Севастополя, - рассказывает пожилая женщина. – Муж, Владимир Степанович, сражался на Курской дуге. Умер он в 1992 году. Так что для меня этот праздник со слезами на глазах.
Много интересного могут рассказать о военном прошлом своих родных супруги Скидаленко. Федор и Анна служили в железнодорожных войсках, познакомились на фронте, там и поженились, а в феврале 1945 года у них родился сын.
- Пробираясь из окружения, отец вышел на железнодорожную станцию, где стоял эшелон с зерном, - рассказывает Александр Федорович. – Но следующую станцию уже захватили немцы. Отец вскочил на паровоз и на полном ходу проскочил мимо ошалевших немцев. За этот подвиг был награжден.
Сибирская дивизия, в которой воевал Леонид Никандрович Габышев, попала в окружение. Но Леонид Габышев бежал из плена, участвовал в освобождении Болгарии, Румынии, Венгрии, закончил войну в Австрии.
«Сопки казались черными»
Родных Виктора Ивановича Соколова, чье имя носит школа № 45 Севастополя в «Бессмертном полку» я не встретила. Наша встреча произошла чуть позднее – в мемориальном комплексе 35-й береговой батареи. Сюда на встречу с посетителями пришли племянник героя-курсанта Михаил Николаевич Соколов с супругой.
Именно на таких встречах с особой остротой понимаешь всю жестокость войны: племянник намного старше своего дяди, который трагически погиб, защищая Севастополь. Было ему в ту пору 19 лет.
Виктор Соколов разделил судьбу сотен курсантов училища береговой обороны, которые в ночь с 29 на 30 октября 1941 года были брошены в район Бахчисарая на защиту подступов к Севастополю, а затем вели бои в районе Маккензиевых гор. Когда не осталось боеприпасов, Соколов приказал основной группе курсантов отходить к своим позициям, а сам с несколькими бойцами остался их прикрывать. Его товарищи погибли, а раненого младшего лейтенанта гитлеровцы схватили и после зверских пыток разрядили в него обоймы нескольких автоматов.
Местные жители, которые хоронили павших, рассказывали, что все сопки казались черными от бушлатов мертвых ребят, а тело Виктора Соколова им с трудом удалось поднять – оно было буквально нашпиговано свинцом.
Сегодня на месте гибели совсем юных героев установлен памятный знак.
Татьяна Бурова
Фото автора, еще больше снимков нашем альбоме.