"Деревни исчезли, а мы остались". Пенсионеры поклонились родным местам
Хочу рассказать читателям газеты «Пенсионер» о неравнодушных людях, которые не на словах, а на деле остались преданными своей малой родине – месту, где родились, где прошло босоногое детство, где учились и взрослели.
Наш Таборинский район разместился на площади 11 с лишним тысяч квадратных километров. Согласно архивным данным, в 1940 году в нем числилось 142 деревни, сегодня их осталось чуть более полутора десятков. Ныне в районе проживают около 2,5 тысячи человек. Почему-то сельское хозяйство стало не нужным, люди оказались без работы, без денег, вынуждены были бросать всё и уезжать. Но так хочется, чтобы наш район процветал, чтобы люди верили в будущее, а не жили одним днём…
Основное богатство Таборинского района – лес. Когда-то оно принадлежало народу, да что-то пошло не так. Сегодня не каждый может позволить себе построить деревянный дом, цены на стройматериалы больно «кусаются».
Через наш район протекает знаменитая судоходная река Тавда, в которой много рыбы. Некие умные люди стали продавать её, ещё не пойманную, по путёвкам. Эта путёвка стоит 9 тысяч рублей. Так и срывается с языка:
«А где наше, народное? Или мы уже чужими стали на своей родине?»
От города Тавды до села Таборы проложена хорошая асфальтированная дорога. Выше от Таборов на автомобиле можно проехать только зимой, а летом – водным транспортом. Когда-то в тех местах веками стояли пять деревень. Все они, словно пять пальцев на руке, жили одной дружной семьёй и в горе, и в радости, и в труде, и в праздники. Постепенно жители перебрались в крупные поселки, оставив родные дома пустыми. Какие-то лихие люди сожгли наши четыре деревни, а пятую мы успели отстоять, хотя наполовину она тоже выгорела. Кто родился и жил в деревне, тот поймёт, как больно смотреть на заброшенные родные места, какая тоска берёт…
Деревни исчезли, но остались мы, их уроженцы. Мы помним наказы родителей:
«Дети, где бы вы ни жили, помните родительский дом, навещайте. Нас не станет – все равно приезжайте поклониться нашему праху».
Теперь мы сами уже не молоды, стали дедушками и бабушками, но наказ тот свято помним. Два раза в год, на Масленицу и на Троицу, мы дружным коллективом, словно большой семьей, отправляемся навещать родные места.
Спасибо первым организаторам, которые сумели собрать нас, – Виталию Фёдоровичу Мясникову и Сергею Георгиевичу Храмцову. Виталий Фёдорович – историк, много лет проработал директором школы, председателем райисполкома, написал несколько книг о нашем крае. С Сергеем Георгиевичем мы из одной деревни, он – полковник в отставке, кавалер ордена Красной Звезды.
Попасть на нашу малую родину не так-то просто. Это за 80 км от Таборов, снега за зиму выпадает очень много, поэтому добираемся на снегоходах. Снегоходом заранее протаптываем подходы, благо весной снег становится плотным. Все мероприятия проходят в самой деревне, где также заранее трактором расчищаем поляну.
Чтобы каждая поездка превращалась в праздник, женщины готовят сценарии, а таланта у них – с избытком. Ценность встреч заключается еще и в том, что неназойливо идёт патриотическое воспитание подрастающего поколения. С нами приезжают дети, внуки и правнуки. Им мы рассказываем, как жили здесь, чем занимались.
Вдали от цивилизации, от магистральной дороги, в глухомани на несколько часов закипает жизнь, благодаря энтузиазму женщин, горячо любящих свою малую родину: Екатерины Александровны Мячиковой, сёстер Марии Владимировны Соломатовой и Зои Владимировны Алиферовой, Галины Васильевны Прудниковой и Людмилы Васильевна Ромачевской, Галины Фёдоровны Чернавской.
Пётр Аркадьевич Чернавский всегда привозит с собой большой семейный самовар, который работает на углях и щепках. Говорят, этому самовару – свыше 100 лет, его передавали из рук в руки, от поколения к поколению. Чай, заваренный на травах, получается очень ароматный и вкусный. Кульминацией встречи становится сжигание чучела Масленицы.
… Мы прощаемся с малой родиной. До новых встреч! Спасибо каждому за трогательное отношение к наказу предков.
Николай Венедиктов, с. Таборы